FreeCDZ

2025 Задание ЕГЭ № 27. Варианты 1-5

×

Задание 1

Напишите сочинение-рассуждение по проблеме, поставленной в исходном тексте: «Чем важны научные достижения?». Сформулируйте позицию автора (рассказчика) по указанной проблеме. Прокомментируйте, как в тексте раскрывается эта позиция. Включите в комментарий два примера-иллюстрации из прочитанного текста, важные для понимания позиции автора (рассказчика), и поясните их. Укажите и поясните смысловую связь между приведёнными примерами-иллюстрациями. Сформулируйте и обоснуйте своё отношение к позиции автора (рассказчика) по проблеме исходного текста. Включите в обоснование пример-аргумент, опираясь на читательский, историко-культурный или жизненный опыт. (Не учитываются примеры-аргументы, источниками которых являются комикс, аниме, манга, фанфик, графический роман, компьютерная игра и другие подобные виды представления информации.) Объём сочинения — не менее 150 слов. Работа, написанная без опоры на прочитанный текст (не по данному тексту), не оценивается. Если сочинение представляет собой полностью переписанный или пересказанный исходный текст без каких бы то ни было комментариев, такая работа оценивается 0 баллов. Сочинение пишите аккуратно и разборчиво, соблюдая нормы современного русского литературного языка. (1)Дня за три до Нового года, глухой морозной ночью, в селе Николаевке, качнув стылую тишину, гулко ахнули два выстрела. (2)И кто-то крикнул: — Даёшь сердце! (3)Эхо выстрелов долго гуляло над селом. (4)Залаяли собаки. (5)Утром выяснилось: стрелял ветфельдшер Александр Иванович Козулин. (6)Ветфельдшер Козулин жил в этом селе всего полгода. (7)Но даже когда он только появился, он не вызвал у николаевцев никакого к себе интереса. (8)На редкость незаметный человек. (9)Лет пятидесяти, полный, рыхлый… (10)И вот этот-то человек выскочил за полночь из дома и дважды саданул из ружья в небо. (11)И закричал. (12)Недоумевали. (13)В полдень на ветучасток к Козулину приехал грузный, с красным, обветренным лицом участковый милиционер. — (14)Надо будет… это… проехать в сельсовет. (15)Протокол составить. (16)Козулин снял халат, надел пальто, шапку и видом своим показал, что он готов. ...(17)Председатель скрипнул хромовыми сапогами, поправил правой рукой ремень гимнастерки (из другого рукава свисала аккуратная лакированная ладонь протеза), пригласил фельдшера: — Садись, товарищ Козулин. (18)Козулин тоже сел в глубокое кресло. — (19)Так что случилось-то? Почему стрельба была? — (20)Вчера в Кейптауне человеку пересадили сердце, — торжественно произнес Козулин. (21)И замолчал. (22)Председатель и участковый ждали — что дальше? — (23)От мёртвого человека — живому. (24)У участкового вытянулось лицо. — (25)Что, что? — (26)Живому человеку пересадили сердце мертвого. (27)Трупа. — (28)Ну, это бывает, бывает, — снисходительно согласился председатель, — пересаживают отдельные органы. (31)Почки… и другие. — (29)Другие — да, а сердце впервые. (30)Это же — сердце! — (31)Я не вижу прямой связи между этим… патологическим случаем и двумя выстрелами в ночное время, — строго заметил председатель. — (32)Я обрадовался… (33)Я был ошеломлён, когда услышал, мне попалось на глаза ружьё, я выбежал во двор и выстрелил… — (34)Во сколько это было? — строго спросил участковый. — (35)Не знаю точно. (36)Часа в три. (37)Председатель внимательно смотрел на фельдшера: — (38)Кто вам дал право в три часа ночи булгатить село выстрелами? — (39)Простите, не подумал в тот момент… — (40)Да мы-то простим, товарищ Козулин, — участливо произнес председатель, — а вот как трудящиеся-то? (41)Им некоторым вставать в пять утра. (42)Вы же человек с образованием, вы же должны понимать такие вещи. — (43)Кстати, — по-доброму оживился участковый, — а чего вы-то салютовать кинулись? (44)Ведь это не по вашей части победа-то, — вы же ветеринар. (45)Не кобыле же сердце пересадили. — (46)Не смейте так говорить! — закричал вдруг фельдшер. (47)И покраснел. (48)Помолчал и тихо и горько спросил: — Зачем вы так? (49)Некоторое время все молчали. (50)Потом заговорил председатель: — (51)Горячиться не надо. (52)Конечно, это большое достижение ученых. (53)Дело не в том, кому пересадили, все мы, в конце концов, животный мир, важно само достижение. (54)Тем более, что это произошло на человеке. (55)Но, товарищ Козулин, ещё раз говорю вам: эта ваша самодеятельность с салютом в ночное время — грубое нарушение покоя. (56)Мало ли ещё будет каких достижений! (57)Вы нам всех граждан психопатами сделаете. (58)Раз и навсегда запомните это. (59)Кстати, как у вас с дровами? (60)Фельдшер растерялся от неожиданного вопроса. — (61)Спасибо, пока есть. (62)У меня пока все есть. (63)Мне здесь хорошо. — (64)Фельдшер мял в руках шапку, хмурился. (65)Ему было стыдно за свой выкрик. (66)Он посмотрел на участкового: — Простите меня — не сдержался… (По В. Шукшину)

×

Задание 2

Напишите сочинение-рассуждение по проблеме, поставленной в исходном тексте: «Что важнее — теория или практика?». Сформулируйте позицию автора (рассказчика) по указанной проблеме. Прокомментируйте, как в тексте раскрывается эта позиция. Включите в комментарий два примера-иллюстрации из прочитанного текста, важные для понимания позиции автора (рассказчика), и поясните их. Укажите и поясните смысловую связь между приведёнными примерами-иллюстрациями. Сформулируйте и обоснуйте своё отношение к позиции автора (рассказчика) по проблеме исходного текста. Включите в обоснование пример-аргумент, опираясь на читательский, историко-культурный или жизненный опыт. (Не учитываются примеры-аргументы, источниками которых являются комикс, аниме, манга, фанфик, графический роман, компьютерная игра и другие подобные виды представления информации.) Объём сочинения — не менее 150 слов. Работа, написанная без опоры на прочитанный текст (не по данному тексту), не оценивается. Если сочинение представляет собой полностью переписанный или пересказанный исходный текст без каких бы то ни было комментариев, такая работа оценивается 0 баллов. Сочинение пишите аккуратно и разборчиво, соблюдая нормы современного русского литературного языка. (1)Пошёл Гусь в огород посмотреть, всё ли там в порядке. (2)Глядь — на капусте кто-то сидит. — (3)Ты кто? — спрашивает Гусь. — (4)Гусеница. — (5)Гусеница? (6)А я — Гусь, — удивился Гусь и загоготал. — (7)Вот здорово — Гусь и Гусеница! (8)Он гоготал и хлопал крыльями, потому что такого интересного совпадения ему никогда встречать не приходилось. (9)И вдруг замолчал. — (10)А ты почему не хлопаешь? — спросил он почти обиженно. — (11)У меня нечем, — объяснила Гусеница. — (12)Посмотри: видишь — ничего нет. — (13)У тебя нет крыльев! — догадался Гусь. — (14)Как же ты летаешь в таком случае? — (15)А я не летаю, — призналась Гусеница. — (16)Я только ползаю. — (17)Ага, — припомнил Гусь, — рождённый ползать летать не может. (18)Жаль, жаль, тем более, что мы почти однофамильцы. (19)Они помолчали. (20)Потом Гусь сказал: — Хочешь, я научу тебя летать? (21)Это совсем не трудно, и если у тебя есть способности, ты быстро научишься. (22)Гусеница охотно согласилась. (23)Занятия начались на следующий день. — (24)Вот это земля, а это — небо. (25)Если ты ползаешь по земле, то ты просто ползаешь, а если ты ползаешь по небу, то ты уже не ползаешь, а летаешь. (26)Так говорил Гусь. (27)Он был силён в теории. (28)Из-под капусты высунулась чья-то голова: — (29)Можно и мне? (30)Я буду сидеть тихо. — (31)Ты что — тоже Гусеница? — (32)Нет, я Червяк. (33)Но мне бы хотелось летать… — (34)Червяк замялся и добавил, немного смутившись: — Это у меня такая мечта с детства. — (35)Ладно, — согласился Гусь. — (36)Сиди и слушай внимательно. (37)Итак, мы остановились на небе… (38)Они занимались каждый день с утра до полудня. (39)Особенно старался Червяк. (40)Он сидел не шелохнувшись и смотрел учителю в рот, а по вечерам старательно готовил уроки и даже повторял пройденный материал. (41)Не прошло и месяца, как Червяк уже мог безошибочно показать, где находится небо. (42)Гусеница не отличалась такой прилежностью. (43)На уроках она занималась бог знает чем: плела паутину и обматывала себя, пока не превратилась из живой, подвижной Гусеницы в какую-то восковую куколку. — (44)Так у нас дело не пойдёт, — делал ей замечание Гусь. — (45)Теперь я вижу, что ты, Гусеница, никогда не будешь летать. (46)Вот Червяк полетит — за него я спокоен. (47)Червяк и тут прилежно слушал учителя. (48)Ему было приятно, что его хвалят, хотя он и прежде не сомневался, что полетит: ведь у него по всем предметам были пятёрки. (49)И вот однажды, придя на занятия. (50)Гусь застал одного Червяка. — (51)А где Гусеница? — спросил Гусь. — (52)Она что, больна? — (53)Она улетела, — сказал Червяк. — (54)Вон, посмотрите. (55)Видите? (56)Гусь посмотрел, куда показывал Червяк, и увидел Бабочку. (57)Червяк уверял, что это — Гусеница, только теперь у неё выросли крылья. (58)Бабочка легко порхала в воздухе, и даже сам Гусь не смог бы за ней угнаться, потому что хоть он и был силён в теории, но всё-таки был домашней птицей. — (59)Ну, ладно, — вздохнул Гусь, — продолжим занятия. (60)Червяк сосредоточенно посмотрел на учителя и приготовился слушать. — (61)Итак, — сказал Гусь, — о чём мы говорили вчера? (62)Кажется, мы остановились на небе?.. (Ф. Кривин)

×

Задание 3

Напишите сочинение-рассуждение по проблеме, поставленной в исходном тексте: «Почему детали важных событий не запоминаются?». Сформулируйте позицию автора (рассказчика) по указанной проблеме. Прокомментируйте, как в тексте раскрывается эта позиция. Включите в комментарий два примера-иллюстрации из прочитанного текста, важные для понимания позиции автора (рассказчика), и поясните их. Укажите и поясните смысловую связь между приведёнными примерами-иллюстрациями. Сформулируйте и обоснуйте своё отношение к позиции автора (рассказчика) по проблеме исходного текста. Включите в обоснование пример-аргумент, опираясь на читательский, историко-культурный или жизненный опыт. (Не учитываются примеры-аргументы, источниками которых являются комикс, аниме, манга, фанфик, графический роман, компьютерная игра и другие подобные виды представления информации.) Объём сочинения — не менее 150 слов. Работа, написанная без опоры на прочитанный текст (не по данному тексту), не оценивается. Если сочинение представляет собой полностью переписанный или пересказанный исходный текст без каких бы то ни было комментариев, такая работа оценивается 0 баллов. Сочинение пишите аккуратно и разборчиво, соблюдая нормы современного русского литературного языка. (1)Я долго тогда выспрашивал у них, как всё это было и что они испытывали… (2)Но так и не смог занести в мою записную книжку ничего, кроме их имён да кратких биографий. (3)Разве вот это: на площади у канала они были впереди пехоты на тридцать метров, а в рейхстаге, когда разыскивали ход наверх, с ними был замкомбата Берест. (4)И ещё: поставили во столько-то часов. (5)Подробности, по-видимому, казались им вроде бы ненужными, неуместными и как бы несовместимыми с торжественным актом установления Знамени Победы. (6)Но, может быть, я теперь расскажу всё это за них. (7)Они были в здании, где еще сражались. (8)Ориентироваться было трудно. (9)Окна замурованы. (10)Темень! (11)И нельзя разобрать в темноте, куда какой ход ведёт и куда ставить. (12)Ведь надо не просто куда-нибудь, а повыше. (13)Чтоб далеко было видно всем. (14)Но вот она, лестница. (15)А рядом, с площадки, ещё одна. (16)Эта выводит прямо на крышу. (17)Как светло ещё здесь! (18)Они думали, что давно уже глубокая ночь! (19)Куда же привязать? (20)Над карнизом — бронзовое изваяние. (21)Нет, над всадником нельзя. (22)Получится, что это он держит знамя… (23)Опять гремят по крыше осколки. (24)Кружится голова (какие они верхолазы!). (25)Вот и площадка. (26)Да! (27)Только не смотреть вниз… (28)Привязали, притянули. (29)Привязали ремнём, притянули чехлом. (30)Только теперь они посмотрели на него. (31)С каким грохотом оно развёртывалось там вверху, над ними. (32)Каким сразу оно стало сильным! (33)Теперь им надо быстрей пробраться к своим. (34)А они и не знали, что ставят Знамя Победы. (По В. Субботину)

×

Задание 4

Напишите сочинение-рассуждение по проблеме, поставленной в исходном тексте: «Зачем человеку умение прощать?». Сформулируйте позицию автора (рассказчика) по указанной проблеме. Прокомментируйте, как в тексте раскрывается эта позиция. Включите в комментарий два примера-иллюстрации из прочитанного текста, важные для понимания позиции автора (рассказчика), и поясните их. Укажите и поясните смысловую связь между приведёнными примерами-иллюстрациями. Сформулируйте и обоснуйте своё отношение к позиции автора (рассказчика) по проблеме исходного текста. Включите в обоснование пример-аргумент, опираясь на читательский, историко-культурный или жизненный опыт. (Не учитываются примеры-аргументы, источниками которых являются комикс, аниме, манга, фанфик, графический роман, компьютерная игра и другие подобные виды представления информации.) Объём сочинения — не менее 150 слов. Работа, написанная без опоры на прочитанный текст (не по данному тексту), не оценивается. Если сочинение представляет собой полностью переписанный или пересказанный исходный текст без каких бы то ни было комментариев, такая работа оценивается 0 баллов. Сочинение пишите аккуратно и разборчиво, соблюдая нормы современного русского литературного языка. — (1)Это случилось в 1805 году, незадолго до Аустерлица, — начал мой старый знакомый. — (2)Полк, в котором я служил офицером, стоял на квартирах в Моравии. (3)Нам было строго запрещено беспокоить и притеснять жителей; они и так смотрели на нас косо, хоть мы и считались союзниками. (4)У меня был денщик Егор, бывший крепостной моей матери. (5)Человек он был честный и смирный; я знал его с детства и обращался с ним как с другом. (6)Вот однажды в доме, где я жил, поднялись бранчивые крики, вопли: у хозяйки украли двух кур. (7)Она в этой краже обвиняла моего денщика. (8)Он оправдывался, призывал меня в свидетели… (9)Я уверял хозяйку в честности Егора, но она ничего слушать не хотела. (10)Вдруг вдоль улицы раздался дружный конский топот: то сам главнокомандующий проезжал со своим штабом. (11)Он ехал шагом, толстый, обрюзглый, с понурой головой и свислыми на грудь эполетами. (12) Хозяйка увидала его и, бросившись наперерез его лошади, пала на колени, и начала громко жаловаться на моего денщика, указывала на него рукою. — (13)Господин генерал! — кричала она, — ваше сиятельство! (14)Рассудите! (15)Помогите! (16)Этот солдат меня ограбил! (17)Егор стоял на пороге дома, вытянувшись в струнку, как часовой. (18)Главнокомандующий бросил на него рассеянный и угрюмый взгляд, промычал сердито: — Ну?… (19)Стоит Егор как истукан и зубы оскалил! (20)Тогда главнокомандующий промолвил отрывисто: — Повесить его! — (21)Он толкнул лошадь под бока и двинулся дальше. (22)Весь штаб помчался вслед за ним; один только адъютант, повернувшись на седле, взглянул мельком на Егора. (23)Егора тотчас схватили и повели на казнь. (24)Тут он совсем помертвел и только раза два с трудом воскликнул: — Батюшки! батюшки! (25)Видит бог — не я! (26)Горько, горько заплакал он, прощаясь со мною. (27)Я был в отчаянии. — (28)Егор! — кричал я, — как же ты это ничего не сказал генералу! (29)Сама хозяйка ужаснулась. (30)Начала умолять всех и каждого о пощаде, уверяла, что куры ее отыскались, что она сама готова всё объяснить… (31)Разумеется, всё это ни к чему не послужило. (32)Военные, сударь, порядки! (33)Егор, которого священник уже исповедал и причастил, обратился ко мне: — Скажите ей, ваше благородие, чтоб она не убивалась… (34)Ведь я ей простил. (35)Мой знакомый повторил эти последние слова своего слуги, и слёзы закапали по его старым щекам. (По И. С. Тургеневу)

×

Задание 5

Напишите сочинение-рассуждение по проблеме, поставленной в исходном тексте: «К чему может привести неуверенность в себе?». Сформулируйте позицию автора (рассказчика) по указанной проблеме. Прокомментируйте, как в тексте раскрывается эта позиция. Включите в комментарий два примера-иллюстрации из прочитанного текста, важные для понимания позиции автора (рассказчика), и поясните их. Укажите и поясните смысловую связь между приведёнными примерами-иллюстрациями. Сформулируйте и обоснуйте своё отношение к позиции автора (рассказчика) по проблеме исходного текста. Включите в обоснование пример-аргумент, опираясь на читательский, историко-культурный или жизненный опыт. (Не учитываются примеры-аргументы, источниками которых являются комикс, аниме, манга, фанфик, графический роман, компьютерная игра и другие подобные виды представления информации.) Объём сочинения — не менее 150 слов. Работа, написанная без опоры на прочитанный текст (не по данному тексту), не оценивается. Если сочинение представляет собой полностью переписанный или пересказанный исходный текст без каких бы то ни было комментариев, такая работа оценивается 0 баллов. Сочинение пишите аккуратно и разборчиво, соблюдая нормы современного русского литературного языка. (1)На днях я пригласил к себе в кабинет гувернантку моих детей, Юлию Васильевну. (2)Нужно было посчитаться. — (3)Садитесь, Юлия Васильевна! — сказал я ей. — (4)Давайте посчитаемся. (5)Вам наверное нужны деньги, а вы такая церемонная, что сами не спросите... (6)Ну-с... (7)Договорились мы с вами по тридцати рублей в месяц... — (8)По сорока... — (9)Нет, по тридцати... (10)У меня записано... (11)Я всегда платил гувернанткам по тридцати. (12)Ну-с, прожили вы два месяца... — (13)Два месяца и пять дней... — (14)Ровно два месяца... (15)У меня так записано. (16)Следует вам, значит, шестьдесят рублей... (17)Вычесть девять воскресений... (18)Вы ведь не занимались с Колей по воскресеньям, а гуляли только... (19)Да три праздника... (20)Юлия Васильевна вспыхнула и затеребила оборочку, но... ни слова!.. — (21)Три праздника... (22)Долой, следовательно, двенадцать рублей... (23)Четыре дня Коля был болен и не было занятий... (24)Вы занимались с одной только Варей... (25)Три дня у вас болели зубы, и моя жена позволила вам не заниматься после обеда... (26)Двенадцать и семь — девятнадцать. (27)Вычесть... останется... гм... сорок один рубль... (28)Верно? (29)Левый глаз Юлии Васильевны покраснел и наполнился влагой. (30)Подбородок её задрожал. (31)Она нервно закашляла, засморкалась, но — ни слова!.. — (32)Под Новый год вы разбили чайную чашку с блюдечком. (33)Долой два рубля... (34)Потом-с, по вашему недосмотру Коля полез на дерево и порвал себе сюртучок... (35)Долой десять... (36)Горничная тоже по вашему недосмотру украла у Вари ботинки. (37)Вы должны за всем смотреть. (38)Вы жалованье получаете. (39)Итак, значит, долой еще пять... (40)Десятого января вы взяли у меня десять рублей... — (41)Я не брала, — шепнула Юлия Васильевна. — (42)Но у меня записано! — (43)Ну, пусть... хорошо. — (44)Из сорока одного вычесть двадцать семь — останется четырнадцать... (45)Оба глаза наполнились слезами... (46)На длинном хорошеньком носике выступил пот. (47)Бедная девочка! — (48)Я раз только брала, — сказала она дрожащим голосом. — (49)Я у вашей супруги взяла три рубля... (50)Больше не брала... — (51)Да? (52)Ишь ведь, а у меня и не записано! (53)Долой из четырнадцати три, останется одиннадцать... (54)Вот вам ваши деньги, милейшая! (55)И я подал ей одиннадцать рублей... (56)Она взяла и дрожащими пальчиками сунула их в карман. — (57)Merci, — прошептала она. (58)Я вскочил и заходил по комнате. (59)Меня охватила злость. — (60)За что же merci? — спросил я. — (61)За деньги... — (62)Но ведь я же вас обобрал, чёрт возьми, ограбил! (63)Я пошутил над вами, жестокий урок дал вам... (64)Я отдам вам все ваши восемьдесят! (65)Вон они в конверте для вас приготовлены! (65)Но разве можно быть такой кислятиной? (66)Отчего вы не протестуете? (67)Чего молчите? (68)Разве можно на этом свете не быть зубастой? (69)Разве можно быть такой размазней? (70)Она кисло улыбнулась, и я прочел на её лице: «Можно!» (71)Я попросил у нее прощение за жестокий урок и отдал ей, к великому ее удивлению, все восемьдесят. (72)Она робко замерсикала и вышла... (73)Я поглядел ей вслед и подумал: легко на этом свете быть сильным! (По А. П. Чехову)