FreeCDZ

Двоеточие в разных синтаксических конструкциях

×

Задание 1

Как объяснить постановку двоеточия в данном предложении? Противостояние двух мировоззрений проявляется и во внешнем облике горьковских персонажей, и в их восприятии действительности: «красивые люди» всегда сравниваются с птицами, они «способны летать» в отличие от «рождённых ползать». 1. Вторая часть бессоюзного сложного предложения содержит сравнение с тем, о чём сказано в первой части. 2. Вторая часть бессоюзного сложного предложения противопоставлена по содержанию первой части. 3. Первая часть бессоюзного сложного предложения указывает на условие того, о чём говорится во второй части. 4. Вторая часть бессоюзного сложного предложения поясняет содержание первой части.

×

Задание 2

Как объяснить постановку двоеточия в приведённом ниже предложении? 40 – 50-е годы XIX столетия в России были отмечены активизацией деловой жизни: страна переживала период интенсивного развития капитализма. 1. Вторая часть бессоюзного сложного предложения указывает на причину того, о чём говорится в первой части. 2. Первая часть бессоюзного сложного предложения противопоставлена по содержанию второй части. 3. Вторая часть бессоюзного сложного предложения указывает на результат того, о чём говорится в первой части. 4. Первая часть бессоюзного сложного предложения указывает на условие совершения того, о чём говорится во второй части.

×

Задание 3

Как объяснить постановку двоеточия в данном предложении? Осмысливая текст, мы воспринимаем всю совокупность его особенностей: тему и основную мысль, композицию, стиль, средства выразительности. 1. Обобщающее слово стоит перед однородными членами предложения. 2. Вторая часть бессоюзного сложного предложения указывает на причину того, о чём говорится в первой части. 3. Вторая часть бессоюзного сложного предложения содержит указание на быструю смену событий. 4. Первая часть бессоюзного сложного предложения указывает на время совершения действия, обозначенного во второй части.

×

Задание 4

Как объяснить постановку двоеточия в приведённом ниже предложении? Русский народ за свою историю отобрал, сохранил такие человеческие качества, которые не подлежат пересмотру: честность, трудолюбие, доброту. 1. Первая часть сложного предложения указывает на время совершения действия, о котором говорится во второй части. 2. Вторая часть сложного предложения содержит вывод из того, о чём говорится в первой части. 3. Вторая часть сложного предложения противопоставлена по содержанию первой части. 4. Обобщающее слово стоит перед однородными членами предложения.

×

Задание 5

Как объяснить постановку двоеточия в приведённом ниже предложении? В деревне, где родился Михаил Васильевич Ломоносов, не осталось построек, связанных с жизнью великого человека: время не пощадило ничего. 1. Вторая часть сложного предложения указывает на причину того, о чём говорится в первой части. 2. Вторая часть сложного предложения противопоставлена по содержанию первой части. 3. Обобщающее слово стоит перед однородными членами предложения. 4. Первая часть сложного предложения указывает на время совершения того, о чём говорится во второй части.

×

Задание 6

Как объяснить постановку двоеточия в данном предложении? Стало трудно ходить по дорожкам сада: приходилось идти по листьям, как по настоящему ковру. 1. Обобщающее слово стоит перед однородными членами предложения. 2. Вторая часть бессоюзного сложного предложения противопоставлена по содержанию первой части. 3. Первая часть бессоюзного сложного предложения указывает на время совершения того, о чём говорится в первой части. 4. Вторая часть бессоюзного сложного предложения содержит причину того, о чём говорится в первой части.

×

Задание 7

Как объяснить постановку двоеточия в приведённом ниже предложении? Искусство живописи существует столетия: во все времена люди стремились познать гармонию мира, созерцая полотна великих мастеров. 1. Обобщающее слово стоит перед однородными членами предложения. 2. Вторая часть бессоюзного сложного предложения противопоставлена тому, о чём говорится в первой части. 3. Первая часть бессоюзного сложного предложения указывает на время совершения того, о чём говорится во второй части. 4. Вторая часть бессоюзного сложного предложения указывает на причину того, о чём говорится в первой части.

×

Задание 8

Как объяснить постановку двоеточия в данном предложении? Уже в своих ранних произведениях Шуберт использовал звукоизобразительные возможности фортепиано в экспрессивных целях: иногда в его музыке слышны вращение прялки, жужжание пчелы, порхание бабочек. 1. Обобщающее слово стоит перед однородными членами предложения. 2. Вторая часть бессоюзного сложного предложения поясняет, раскрывает содержание первой части. 3. Первая часть бессоюзного сложного предложения указывает на время совершения того, о чём говорится во второй части. 4. Первая часть бессоюзного сложного предложения указывает на условие того, о чём говорится во второй части.

×

Задание 9

Как объяснить постановку двоеточия в приведённом ниже предложении? Некоторые не способны увидеть красоту окружающего мира: солнце такому человеку кажется большим фонарём, а чудное сияние звёзд в новогоднюю ночь – отблеском большого костра. 1. Первая часть сложного предложения указывает на условие того, о чём говорится во второй части. 2. Вторая часть сложного предложения противопоставлена по содержанию первой части. 3. Обобщающее слово стоит перед однородными членами предложения. 4. Последующие части сложного предложения поясняют, раскрывают содержание того, о чём говорится в первой части.

×

Задание 10

Как объяснить постановку двоеточия в данном предложении? Акварели Карла Брюллова поражают совершенством исполнения: они отличаются законченностью, тщательностью и тонкостью отделки. 1. Вторая часть бессоюзного сложного предложения поясняет, раскрывает содержание того, о чём говорится в первой части. 2. Вторая часть бессоюзного сложного предложения указывает на следствие того, о чём говорится в первой части. 3. Первая часть бессоюзного сложного предложения указывает на время совершения того, о чём говорится во второй части. 4. Обобщающее слово стоит перед однородными членами предложения.

×

Задание 11

Как объяснить постановку двоеточия в приведённом ниже предложении? Зимой в деревне даже вокруг жилищ не было сугробов: позёмки и метели в этом году были редкостью. 1. Вторая часть бессоюзного сложного предложения указывает на следствие того, о чём говорится в первой части. 2. Вторая часть бессоюзного сложного предложения противопоставлена по содержанию первой части. 3. Вторая часть бессоюзного сложного предложения указывает на причину того, о чём говорится в первой части. 4. Первая часть бессоюзного сложного предложения указывает на условие совершения того, о чём говорится во второй части.

×

Задание 12

Как объяснить постановку двоеточия в приведённом ниже предложении? Во второй половине XIX века облик российских городов стремительно менялся: театры, музеи, банки и вокзалы соперничали по размерам и обилию украшений с храмами и дворцами. 1. Вторая часть бессоюзного сложного предложения указывает на следствие того, о чём говорится в первой части. 2. Обобщающее слово стоит перед однородными членами предложения. 3. Вторая часть бессоюзного сложного предложения поясняет, раскрывает содержание того, о чём говорится в первой части. 4. Первая часть бессоюзного сложного предложения указывает на время совершения того, о чём говорится во второй части.

×

Задание 13

Как объяснить постановку двоеточия в данном предложении? Григорий Михайлович не советовал студентам идти в художественный кинематограф: лучше самому делать фильмы о микробах, станках, удобрениях или работать режиссёром кинохроники, нежели быть ассистентом в игровом кино. 1. Вторая часть сложного предложения указывает на причину того, о чём говорится в первой части. 2. Вторая часть сложного предложения противопоставлена первой части по содержанию. 3. Обобщающее слово стоит перед однородными членами предложения. 4. Вторая часть сложного предложения указывает на следствие того, о чём говорится в первой части.

×

Задание 14

Как объяснить постановку двоеточия в приведённом ниже предложении? Камерно-вокальная музыка в творчестве А.С. Даргомыжского представлена очень широко: им написано свыше ста романсов, песен, вокальных ансамблей. 1. Вторая часть бессоюзного сложного предложения указывает на следствие того, о чём говорится в первой части. 2. Первая часть бессоюзного сложного предложения противопоставлена по содержанию второй части. 3. Вторая часть бессоюзного сложного предложения поясняет, раскрывает содержание первой части. 4. Первая часть бессоюзного сложного предложения указывает на время совершения того, о чём говорится во второй части.

×

Задание 15

Как объяснить постановку двоеточия в данном предложении? Картины Левитана пробуждают любовь к малой родине: чем дольше вглядываешься в них, тем милее становится тишина провинциальных посадов, знакомых рек и просёлков. 1. Обобщающее слово стоит перед однородными членами предложения. 2. Вторая часть сложного предложения противопоставлена по содержанию первой части. 3. Первая часть сложного предложения указывает на время совершения того, о чём говорится во второй части. 4. Вторая часть сложного предложения указывает на причину того, о чём говорится в первой части.