Интенсивный курс подготовки к ЕГЭ по биологии. Простые задания. Линия 17
×
Задание 1
18. Прочитайте текст. Выберите три предложения в которых даны описания дрейфа генов. Запишите в ответе цифры, под которыми они указаны. (1) Бабочка Монарх известна тем, что способна совершать ежегодные миграции на большие расстояния в Северной Америке. (2) Однако среди этого вида существуют популяции, которые совсем не мигрируют или перелетают на короткие расстояния. (3) Популяции бабочек из Северной Америки генетически однородны и сводно скрещиваются между собой. (4) Популяции немигрирующих бабочек сформировались из небольшого количества мигрирующих особей, поэтому степень генетических и фенотипических различий среди них высока. (5) Популяции монарха Австралии сформировались из небольшого количества особей, мигрировавших из Южной Америки. (6) Генетическое разнообразие в Австралийских популяциях монарха существенно ниже разнообразия в Северной или Южной Америке.
×
Задание 2
9. Прочитайте текст. Выберите три предложения в которых даны описания конвергенции. Запишите в ответе цифры, под которыми они указаны. (1) Береза (Двудольные) и Овёс (Однодольные) приспособились к распространению пыльцы за счет ветра и приобрели схожие черты в строении генеративных органов. (2) Цветки овса и березы невзрачные, с длинными тычинками и редуцированным околоцветником. (3) Цветки у березы собраны в соцветие «серёжка», в то время как среди злаков распространены соцветия колос и кисть. (4) У ветроопыляемых растений образуется большое количество мелких пыльцевых зёрен. (5) На ультраструктурном уровне строение пыльцы овса и березы существенно отличается. (6) Березы преимущественно образуют пыльцу весной, а среди злаков есть виды, которые цветут летом или осенью.
×
Задание 3
13. Прочитайте текст. Выберите три предложения в которых даны описания дрейфа генов. Запишите в ответе цифры, под которыми они указаны. (1) В больших популяциях частоты аллелей, оказывающих положительное влияние на фенотип увеличивается из поколение в поколение. (2) В малой популяции частоты аллелей подвержены сильным колебаниям, которые не связаны с их влиянием на фенотип. (3) В природных популяциях численность особей сильно варьирует, так, например, после зимовки из популяции насекомых может выжить лишь 10% особей, которые дадут начало новой летней популяции. (4) В ходе борьбы за существование в новой летней популяции менее приспособленные насекомые будут вытесняться более приспособленными. (5). Приспособленные насекомые будут оставлять больше потомства, тем самым увеличивая частоту аллелей. (6) В ходе зимнего вымирания, во многом случайного, в некоторых популяциях менее приспособленные аллели могут полностью вытеснить более приспособленные.
×
Задание 4
23. Прочитайте текст. Выберите три предложения в которых даны описания географического видообразования. Запишите в ответе цифры, под которыми они указаны. (1) Виды, которые переселяются на острова или архипелаги, зачастую утрачивают способность скрещиваться с островными предками. (2) При переселении на острова, на которых отсутствуют естественные конкуренты, из одного вида формируется несколько дочерних, приспособленных к разным местообитаниям. (3) В комплексе африканских озер, который был заселен одним видов рыб Цихлид возник комплекс из видов, которые приспособились к питанию растительной и животной пищей. (4) При разрыве общего ареала вида на его месте сформируется несколько новых видов. (5) Виды рода зяблик в Европейской части России отличаются тембром и длиной песни, но при этом занимают одинаковую экологическую нишу. (6) В результате многочисленных закрытий и открытий Берингового пролива сформировались арктические и камчатские виды-двойники.
×
Задание 5
25. Прочитайте текст. Выберите три предложения в которых даны описания микроэволюции. Запишите в ответе цифры, под которыми они указаны. (1) При адаптации к воздействию антибиотиков формируются резистентные штаммы микроорганизмов. (2) Особи с менее приспособленными генотипами не оставляют потомство, поэтому их генотипы постепенно вытесняются из популяции. (3) Многоклеточные животные возникли из колониальных жгутиконосцев, при этом клетки в колонии приобрели способность синхронно делиться и формировать клеточные контакты. (4) У двухслойных животных закладывается два зародышевых листка, а у трёхслойных формируется мезодерма. (5) У птиц более 80 млн лет назад полностью исчезли зубы, по-видимому, для облегчения скелета и приспособлению к полёту. (6) Виды рода зяблик в Европейской части России отличаются тембром и длиной песни, но при этом занимают одинаковую экологическую нишу.
×
Задание 6
11. Прочитайте текст. Выберите три предложения в которых даны описания дивергенции. Запишите в ответе цифры, под которыми они указаны. (1) Среди двукрылых насекомых колющие ротовые конечности формируются у представителей разных семейств (Мокрецы, Настоящие комары, Мошки). (2) Строение ротового аппарата комара-пискуна приспособлено к прокалыванию покровов позвоночных животных, в то время как ротовой аппарат плодовой мушки приспособлен к потреблению жидкой пищи с твердой поверхности. (3) У слепней и комаров возник набор тепловых рецепторов, которые позволяют им находить добычу. (4) Комары используют свой ротовой аппарат для тонкого прокалывания капилляров, в то время как слепни разрезают капилляры и пьют кровь, которая вытекает в полость раны. (5) Мошки и комары выделяют различные противовоспалительные вещества из-за чего укусы мошек обычно более болезненные. (6) Двукрылые насекомые, питающиеся кровью, обладают эластичной средней кишкой, которая способна увеличиваться в объеме в среднем в два раза.
×
Задание 7
15. Прочитайте текст. Выберите три предложения в которых даны описания эффекта основателя. Запишите в ответе цифры, под которыми они указаны. (1) Большие популяции обычно характеризуются высоким генетическим разнообразием. (2) Генетическое разнообразие может быть существенно снижено при вымирании большей части популяции из-за катаклизмов или болезней. (3) Часто виды с широким ареалом распространения заселяют труднодоступные и удаленные местообитания, например, острова. (4) При этом генетическое разнообразие в новых популяциях снижено, что обусловлено ограниченным разнообразием особей, давшей им начало. (5) При заселении дрозофилы в Евразию многие аллели оказались утерянными. (6) В новых условиях среды под действием внешних факторов сформировались уникальные морфы дрозофил, не встречающиеся на других континентах.
×
Задание 8
21. Прочитайте текст. Выберите три предложения в которых даны описания искусственного отбора. Запишите в ответе цифры, под которыми они указаны. (1) Плоды предков растения томата содержали большое количество ядовитых алкалоидов, однако большинство современных томатов абсолютно безвредны. (2) Генетическое разнообразие томатов с момента доместикации сильно снизилось и достигло своего минимума к 1970 году. (3) Некоторые популяции томата, которые выращивались на отдалённых островах на уровне генотипа существенно отличаются от промышленно выращиваемых томатов. (4) Так, дикие томаты произрастающие на островах Океании имеют различные наборы алкалоидов в плодах. (5) Рост человеческой популяции спровоцировал рост потребления томатов. (6) При культивировании томатов, устойчивых к различным патогенам, генетическое разнообразие популяции сильно увеличилось.
×
Задание 9
16. Прочитайте текст. Выберите три предложения в которых даны описания естественного отбора. Запишите в ответе цифры, под которыми они указаны. (1) Наиболее приспособленные особи в популяциях оставляют больше потомков, чем менее приспособленные организмы того же вида. (2) Частота генотипов таких организмов из поколение в поколение будет расти, вытесняя другие генотипы. (3) Из-за природных катаклизмов большая часть популяции может погибнуть. (4) Генетическое разнообразие такой популяции будет существенно снижено. (5) Под давлением внешней среды в популяции остаются только особи, которые хорошо адаптировались к новым условиям. (6) При заселении островов или архипелагов частота генотипов в новой популяции может существенно отличаться от исходной материковой популяции.
×
Задание 10
22. Прочитайте текст. Выберите три предложения в которых даны описания естественного отбора. Запишите в ответе цифры, под которыми они указаны. (1) Рыбы Цихлиды населяют пресные и солоноватоводные водоёмы на территории Африки, Мадагаскара, Индии и Америки. (2) Среди рыб цихлид встречается больше разнообразие форм, обусловленное приспособлением к различным условиям среды. (3) Цихлиды, населяющие маленькие Африканские изолированные озёра гораздо менее разнообразны генетически, чем их предки из крупных озёр, например, озера Виктория или Танганьика. (4) При переходе к жизни в изолированных африканских озерах цихлиды образовали несколько видов, специализирующихся на питании разными субстратами. (5) Частоты генотипов цихлид в разных озерах сильно отличаются, указывая на постепенное заселение озер разными рыбами. (6) В зависимости от степени прозрачности воды и наличии растительности в различных участках озера Танганьика у цихлид формируется разнообразная окраска.
×
Задание 11
7. Прочитайте текст. Выберите три предложения в которых даны описания дивергенции. Запишите в ответе цифры, под которыми они указаны. (1) У насекомых имеется три пары конечностей, которые располагаются на грудных сегментах. (2) У пчел при приспособлении к сбору нектара возникают собирательные конечности, тогда как у муравьев из того же отряда все конечности бегательные. (3) Массивные конечности медведки обладают режущими зубцами, чем сильно напоминают конечности крота. (4) Прицепные конечности вшей формируют прочный зажим, который позволяет удерживаться на волосах организма-хозяина. (5) В прыгательной конечности бедра и голени сильно увеличены, что позволяет быстро разгибать ножку. (6) Прыгательные конечности встречаются у представителей отрядов прямокрылые, полужесткокрылые и жесткокрылые.
×
Задание 12
12. Прочитайте текст. Выберите три предложения в которых даны описания конвергенции. Запишите в ответе цифры, под которыми они указаны. (1) К жизни в пустыне приспособились млекопитающие из отрядов грызуны, парнокопытные, зайцеобразные и хищные. (2) У пустынных жуков и грызунов развиваются сходные биохимические механизмы, позволяющие сильно концентрировать продукты обмена. (3) Верблюды приспособились запасать воду в форме жира, в то время как мелкие грызуны уменьшают потоотделение и сильно концентрируют мочу. (4) Небольшие млекопитающие животные из отрядов зайцеобразных и грызунов развивают способность к прыжкам, чтобы избегать атак хищников на открытых пространствах. (5) Рептилии в дневное время выползают из норок на камни для обогрева. (6) Птицы могут использовать норки для строительства гнезд.
×
Задание 13
8. Прочитайте текст. Выберите три предложения в которых даны описания конвергенции. Запишите в ответе цифры, под которыми они указаны. (1) Кровь позвоночных животных служит объектом питания для многих насекомых, во многом, благодаря тому, что она богата питательными веществами. (2) К питанию кровью приспособились клопы, блохи, двукрылые насекомые и некоторые бабочки. (3) У большинства насекомых, питающихся кровью, ротовой аппарат включает в себя острые элементы, способные прокалывать кожу и сосуды. (4) У комаров ротовой аппарат напоминает шприц, который способен без существенного повреждения капилляра проникать в него, в то время как у большинства слепней ротовой аппарат разрывает капилляры, создавая локальное кровотечение. (5) Ротовой аппарат клопов как и у комаров состоит из острого шприца, способного прокалывать мягкие ткани. (6) Клопы и комары используют разные соединения для предотвращения свертываемости крови.
×
Задание 14
10. Прочитайте текст. Выберите три предложения в которых даны описания дивергенции. Запишите в ответе цифры, под которыми они указаны. (1) Листья растений выполняют главным образом ассимиляционную функцию, а клетки мезофилла листа богаты хлоропластами. (2) Для защиты от фитофагов листья могут видоизменяться в колючки, как у однодольных, так и у двудольных растений. (3) Форма листа, его жилкование и листорасположение являются уникальными признаками растения. (4) Листья растения-паразита заразихи лишены хлорофилла и не способны к фотосинтезу. (5) У растений из семейства ароидные присоцветный лист ярко окрашен, что привлекает опылителей. (6) Листья цветковых растений и листочки мохообразных выполняют одинаковую функцию, однако не гомологичны.
×
Задание 15
26. Прочитайте текст. Выберите три предложения в которых даны описания стабилизирующей формы естественного отбора. Запишите в ответе цифры, под которыми они указаны. (1) При адаптации к воздействию антибиотиков формируются резистентные штаммы микроорганизмов. (2) В постоянно изменяющихся условиях среды норма реакция признаков постепенно смещается, изменяя внешний облик организмов. (3) При заселении стабильных местообитаний одним видом он начинает доминировать в экосистеме, сохраняя свои признаки из поколения в поколение. (4) Такие виды, как Гинко или Латимерия, которые относятся к систематическим группам, другие представители которых полностью вымерли, называют живыми ископаемыми. (5) При переселении вида в отличные условия обитания он приспосабливается к ним для того, чтобы обеспечить максимальную выживаемость потомства. (6) Виды арктических двустворчатых моллюсков морфологически слабо отличаются от близких к ним организмов из палеонтологической летописи.
×
Задание 16
4. Прочитайте текст. Выберите три предложения в которых даны описания конвергенции. Запишите в ответе цифры, под которыми они указаны. (1) К морским млекопитающим относят организмы, жизнь частично или полностью связана с солеными водоёмами. (2) При приспособлении к водной среде обитания у китов, моржей и сирен сформировалось обтекаемое тело. (3) Задние конечности редуцировались у китов, однако у моржей они участвуют в передвижении в воде. (4) У китов концентрация белка миоглобина, запасающего кислород, в мышцах увеличена. (5) Увеличенное количество миоглобина можно обнаружить у различных ныряющих животных, например ондатр. (6) Сирены и моржи наряду с бобрами обладают увеличенным объемом подкожной жировой клетчатки, что связано с обитанием в водной среде.
×
Задание 17
6. Прочитайте текст. Выберите три предложения в которых даны описания дивергенции. Запишите в ответе цифры, под которыми они указаны. (1) Одним из главных достижений в эволюции млекопитающих стало приобретение чрезвычайно эффективной зубной системы. (2) Такая зубная система позволила млекопитающим приспособиться к питанию фруктами, насекомыми, рыбой и растительной пищей. (3) При питании термитами у неродственных между собой муравьедов и трубкозубов зубная система значительно редуцируется. (4) У хищных животных формируются острые клыки для захвата и умерщвления жертвы, тогда как у жвачных животных преимущественно развиты предкоренные и коренные зубы. (5) Резцы у грызунов и хоботных независимо приобрели способность к неограниченному росту. (6) У усатых китов зубы полностью утрачиваются, так как они используют для фильтрации китовый ус.
×
Задание 18
5. Прочитайте текст. Выберите три предложения в которых даны описания конвергенции. Запишите в ответе цифры, под которыми они указаны. (1) Водоплавающие птицы представляют несистематическую группу, в которую входят поганки, лысухи, утки, лебеди и многие другие птицы. (2) На конечностях большинства водоплавающих птиц формируются перепонки или кожные утолщения, чтобы движения в воде были более эффективными. (3) У большинства водоплавающих птиц развита копчиковая железа секрет которой предохраняет перьевой покров от намокания. (4) Между собой водоплавающие птицы редко конкурируют за пищу. (5) Чайки способны добывать пищу напрямую в процессе полета, тогда как многие птицы ныряют ща своей добычей. (6) Лебеди за счет длинной шеи способны доставать пищу из более глубоких слоев водоёма, нежели утка кряква.
×
Задание 19
19. Прочитайте текст. Выберите три предложения в которых даны описания дрейфа генов. Запишите в ответе цифры, под которыми они указаны. (1) Вид Бабочки Монарха сформировался на территории Америки, однако сейчас его популяции также распространены на территории Северной Африки, Океании и Австралии. (2) Популяции Северной Африки и Австралии включают только несколько генетических вариантов из тех, которые можно наблюдать в Северной Америке. (3). По-видимому, популяция Монарха на острове Гавайи сформировалась из небольшого количества особей, мигрировавших из Северной Америки. (4) Генетическое разнообразие популяции Тихоокеанских островов падает по мере удаления острова от крупных материков, что объясняется постепенным заселением с материка. (5) На территории Северной Америки и Африки климатические условия различаются, поэтому у бабочек сформировались разные адаптации. (6) В Северной Америке монархи накапливают больше токсинов и алкалоидов в крыльях, что объясняется большим количеством хищников.
×
Задание 20
24. Прочитайте текст. Выберите три предложения в которых даны описания экологического видообразования. Запишите в ответе цифры, под которыми они указаны. (1) Виды, которые переселяются на острова или архипелаги, зачастую утрачивают способность скрещиваться с островными предками. (2) При переселении на острова, на которых отсутствуют естественные конкуренты, из одного вида формируется несколько дочерних, приспособленных к разным местообитаниям. (3) В комплексе африканских озер, который был заселен одним видов рыб Цихлид возник комплекс из видов, которые приспособились к питанию растительной и животной пищей. (4) При разрыве общего ареала вида на его месте сформируется несколько новых видов. (5) Виды рода зяблик в Европейской части России отличаются тембром и длиной песни, но при этом занимают одинаковую экологическую нишу. (6) В результате многочисленных закрытий и открытий Берингового пролива сформировались арктические и камчатские виды-двойники.
×
Задание 21
17. Прочитайте текст. Выберите три предложения в которых даны описания дрейфа генов. Запишите в ответе цифры, под которыми они указаны. (1) Плодовая мушка дрозофила населяет все материки планеты, за исключением Антарктиды. (2) По видимому, вид сформировался в Африке, откуда сначала мигрировал в Европу и Азию. (3) При миграции из континентальной Америки на Гавайские острова сформировались новые виды дрозофилы генетическое разнообразие которых было ограничено однажды попавшими на острова формами. (4) В силу природных особенностей Гавайских островов у новых видов сформировались уникальные фенотипические признаки. (5) Дрозофила заселяла гавайские острова неравномерно, самые дальние острова были заселены в последнюю очередь, что привело к различию в частоте генотипов между популяциями молодых и старых островов. (6) На более старых островах существует более 10 подвидов дрозофилы, в то время как на новых островах все насекомые могут быть отнесены к одному или двум подвидам.
×
Задание 22
14. Прочитайте текст. Выберите три предложения в которых даны описания эффекта бутылочного горлышка. Запишите в ответе цифры, под которыми они указаны. (1) Обычно бактериальные популяции характеризуются высокой плотностью. (2) При использовании антибиотиков большинство бактерий погибает, а оставшиеся клетки становятся устойчивыми к ним. (3) Большая часть бактериальной популяции может погибнуть в силу случайных причин. (4) Генетическое разнообразие такой популяции окажется существенно сниженным. (5) При дальнейшем увеличении численности под давлением условий среды в такой популяции останутся лишь самые приспособленные бактерии. (6) Вследствие низкого генетического разнообразия повышается риск полного вымирания популяции.
×
Задание 23
2. Прочитайте текст. Выберите три предложения в которых даны описания конвергенции. Запишите в ответе цифры, под которыми они указаны. (1) Млекопитающие животные приспособились к питанию разнообразной пищей. (2) Среди млекопитающих встречаются всеядные, травоядные и хищные животные. (3) Травоядные млекопитающие встречаются в разных, зачастую неродственных друг-другу, эволюционных ветках. (4) Несмотря на различие в строении кишечника все травоядные млекопитающие используют симбиотические микроорганизмы для расщепления целлюлозы (5) У коров симбиотические микроорганизмы обитают в передних видоизменных отделах желудка, тогда как у зайцев они преимущественно заселяют слепую кишку. (6) У коал (сумчатые млекопитающие) и лошадей (плацентарные млекопитающие) при адаптации к питанию растительной пищи сильно увеличивается слепая кишка, в которой пища ферментируется.
×
Задание 24
3. Прочитайте текст. Выберите три предложения в которых даны описания конвергенции. Запишите в ответе цифры, под которыми они указаны. (1) Млекопитающие животные приспособились к питанию разнообразной пищей. (2) Среди млекопитающих встречаются всеядные, насекомоядные и хищные животные. (3) Виды из пяти отрядов млекопитающих приспособились к питанию термитами и муравьями. (4) Так, у ехидн, муравьедов и трубкозубов имеется относительно длинный язык, а зубная система редуцирована. (5) У муравьедов и трубкозубов носовая часть черепа существенно вытянута, что позволяет им эффективно питаться термитами. (6) Насекомоядные рукокрылые используют эхолокацию для нахождения жертвы.
×
Задание 25
20. Прочитайте текст. Выберите три предложения в которых даны описания дрейфа генов. Запишите в ответе цифры, под которыми они указаны. (1) Многие ученые считают, что вирусы, размножающиеся в одном организме, представляют одну популяцию. (2) Переносчиками вирусов зачастую могут быть насекомые, которые переносят в другой организм лишь ограниченное количество вариантов из исходной популяции. (3) При адаптации к жизни в новом организме вирусы мутируют, формируются новые варианты генотипов. (4) Несмотря на мутации, генофонд новой популяции остается беднее исходной. (5) При следующем переносе при помощи насекомого разнообразие генотипов еще сильнее снижается, что позволяет ученым прослеживать этапы передачи вирусов. (6) При использовании интивирусных препаратов менее приспособленные варианты погибают, что уменьшает вирусную нагрузку на организм.
×
Задание 26
1. Прочитайте текст. Выберите три предложения в которых даны описания конвергенции. Запишите в ответе цифры, под которыми они указаны. (1) В царстве Животные паразитических представителей можно обнаружить среди плоских, круглых, кольчатых червей и членистоногих. (2) При приспособлении к внутреннему паразитизму должен защищаться от иммунной системы хозяина, поэтому непроницаемые толстые покровы встречаются и у Плоских, и у Круглых червей. (3) Представители класса Ленточные черви приспосабливаются к обитанию в разных хозяевах, поэтому форма и устройство их сколекса сильно варьирует. (4) При обитании в кишечнике доступ к кислороду ограничен, поэтому некоторые паразитические плоские и круглые черви способны к анаэробному дыханию. (5) У представителей класса Сосальщиков появляются несколько присосок, которые не встречаются у других паразитов. (6) Паразит часто приспособлен к метаболизму определенного хозяина.
×
Задание 27
Проверьте себя. Сколько заданий вы смогли выполнить верно, впишите число. 1. Ответ: 124 2. Ответ: 346 3. Ответ: 345 4. Ответ: 256 5. Ответ: 123 6. Ответ: 246 7. Ответ: 245 8. Ответ: 235 9. Ответ: 124 10. Ответ: 345 11. Ответ: 245 12. Ответ: 124 13. Ответ: 236 14. Ответ: 346 15. Ответ: 345 16. Ответ: 125 17. Ответ: 356 18. Ответ: 456 19. Ответ: 234 20. Ответ: 245 21. Ответ: 126 22. Ответ: 246 23. Ответ: 146 24. Ответ: 235 25. Ответ: 126 26. Ответ: 346
