Л.Н. Толстой "Крейцерова соната"
×
Задание 2
Можно ли сказать, что героя мучает совесть, что Позднышев – «кающийся грешник»?
×
Задание 3
Что почувствовал главный герой, когда увидел детей рядом с умирающей матерью?
×
Задание 4
Вставьте верные слова. В конце повести в результате переосмысления догадок-тезисов о любви и браке путем пересказа своей истории Позднышев приходит к молчанию и плачу. Это – символический момент в героя: Позднышев теперь искренно сожалеет о совершенном им поступке – его убила . При этом и концепт любви, определения которой он искал посредством рациональных доводов, получает новое истолкование: она становится свойством женщины. А убийство жены теперь означает самый крупный, необъяснимый грех против божественного закона любви, за который требуется покаяние и прощение в истории героя. В ходе изложения своих взглядов Позднышев вынужден пересмотреть их и . Как в нём возникает сострадание к убитой им жене, так и я-повествователь проявляет к нему – самоубийце посредством убийства другого человека и любви – .
×
Задание 5
Заголовок – сильная позиция текста, своеобразный ключ к его пониманию. Частью литературного текста могут стать виртуальные отсылки к символическим знакам, номинирующие произведения живописи, архитектуры, музыки, исторические и литературные реалии. Соблюдая нормы современного русского языка, запишите названия произведений.
×
Задание 6
Прочитайте фрагмент повести. Я ходил раз в Париже по всем зрелищам и зашел смотреть по вывеске женщину с бородой и водяную собаку. Оказалось, что это было больше ничего, как мужчина декольте в женском платье и собака, засунутая в моржовую кожу и плавающая в ванне с водой. Все было очень мало интересно; но когда я выходил, то меня учтиво провожал показыватель и, обращаясь к публике у входа, указывая на меня, говорил: "Вот спросите господина, стоит ли смотреть? Заходите, заходите, по франку с человека!" Мне совестно было сказать, что смотреть не стоит, и показывающий, вероятно, рассчитывал на это. – Дрянной он был человечек, на мои глаза, на мою оценку. И не потому, какое он значение получил в моей жизни, а потому, что он действительно был такой. Впрочем, то, что он был плох, служило только доказательством того, как невменяема была она. Не он, так другой, это должно было быть. – Он опять замолчал. – Да-с, это был музыкант, скрипач; не профессиональный музыкант, а полупрофессиональный, полуобщественный человек. Отец его – помещик, сосед моего отца. Он – отец – разорился, и дети – три было мальчика – все устроились; один только, меньшой этот, отдан был к своей крестной матери в Париж. Там его отдали в консерваторию, потому что был талант к музыке, и он вышел оттуда скрипачом и играл в концертах. Человек он был... – Очевидно, желая сказать что-то дурное про него, он воздержался и быстро сказал: – Ну, уж там я не знаю, как он жил, знаю только, что в этот год он явился в Россию и явился ко мне. Миндалевидные влажные глаза, красные улыбающиеся губы, нафиксатуаренные усики, прическа последняя, модная, лицо пошло-хорошенькое, то, что женщины называют недурен, сложения слабого, хотя и не уродливого, с особенно развитым задом, как у женщины, как у готтентотов, говорят. Они, говорят, тоже музыкальны. Лезущий в фамильярность насколько возможно, но чуткий и всегда готовый остановиться при малейшем отпоре, с соблюдением внешнего достоинства и с тем особенным парижским оттенком ботинок с пуговками и ярких цветов галстука и другого, что усвоивают себе иностранцы в Париже и что по своей особенности, новизне, всегда действует на женщин. В манерах деланная, внешняя веселость. Манера, знаете, про все говорить намеками и отрывками, как будто вы все это знаете, помните и можете сами дополнить. Я представил его жене. Тотчас же зашел разговор о музыке, и он предложил свои. услуги играть с ней. Жена, как и всегда это последнее время, была очень элегантна и заманчива, беспокояще красива. Он, видимо, понравился ей с первого взгляда. Кроме того, она обрадовалась тому, что будет иметь удовольствие играть со скрипкой, что она очень любила, так что нанимала для этого скрипача из театра, и на лице ее выразилась эта радость. Но, увидав меня, она тотчас же поняла мое чувство и изменила свое выражение, и началась эта игра взаимного обманыванья. Я приятно улыбался, делая вид, что мне очень приятно. Он, глядя на жену так, как смотрят все блудники на красивых женщин, делал вид, что его интересует только предмет разговора, именно то, что уже совсем не интересовало его. Она старалась казаться равнодушной, но знакомое ей мое фальшиво-улыбающееся выражение ревнивца и его похотливый взгляд, очевидно, возбуждали ее. Я видел, что с первого же свиданья у ней особенно заблестели глаза, и, вероятно вследствие моей ревности, между ним и ею тотчас же установился как бы электрический ток, вызывающий одинаковость выражений, взглядов и улыбок. Она краснела – и он краснел, она улыбалась – он улыбался. Поговорили о музыке, о Париже, о всяких пустяках. Укажите верные утверждения.
×
Задание 8
Отношение к любви менялось в зависимости от эпохи, от главенствующего направления мысли. В 1889 году Меншиков выпускает сборник, посвященный философскому освещению вопросов любви и представляющий собой ряд статей, написанных современниками князя по данному вопросу. Отличительной чертой данного труда является критическое отношение к проблеме любви и страсти. В художественном мире произведений докризисного периода творчества Л.Н. Толстого физические и духовные влечения героев в равной степени рождали ощущение радости жизни, удивительного душевного подъема. Религиозный кризис, наметившийся у Л.Н. Толстого в конце 1870-х годов и продолжавшийся вплоть до конца его дней, изменил взгляд писателя на любовь. А вот какой видел истинную любовь Александр Иванович Куприн. Истинная любовь, по мнению Куприна, – основа всего земного. Она не должна быть изолированной, неразделённой. Любовь должна основываться на высоких искренних чувствах, стремиться к идеалу. Это святая трагедия в жизни человека. Любовь сильнее смерти и возвышает маленького человека над суетным миром несправедливости и злобы. Что такое любовь, по мнению Л.Н. Толстого?
×
Задание 9
Установите соответствия между композиционной частью сонатного allegro и фрагментом повести Льва Николаевича Толстого.
