Лексикология. Культура речи
×
Задание 1
Восстановите определения следующих лингвистических терминов. 1. — это раздел науки о языке, изучающий словарный состав языка, его функционирование и развитие. 2. Слова, разные по звучанию, но близкие по лексическому значению называются. 3. Слова, имеющие одно лексическое значение, называются . 4. Слова, одинаковые по звучанию, написанию, но разные по лексическому значению называются. 5. Лексическое значение слова можно отыскать в словаре.
×
Задание 2
Какое значение имеет слово «история» в предложении «Он рассказал мне интересную историю, которую я вспоминала неоднократно»? Запишите цифру. ИСТОРИЯ 1. Действительность в её развитии, движении. 2. Совокупность наук, изучающих прошлое человеческого общества. 3. Наука о развитии какой-нибудь области природы, знания. 4. Ход развития, движения чего-нибудь. 5. Прошлое, сохраняющееся в памяти человечества. 6. Рассказ, повествование. 7. Происшествие, событие, преимущественно неприятное (разг.).
×
Задание 3
Выберите предложение, в котором прилагательное тяжёлый используется в значении «болезненное состояние, опасное, очень серьёзное». Запишите цифру. 1. Сумка была такой тяжёлой, что он с трудом поднимал её. 2. Тяжёлая обязанность была перед ним — заботиться о своей маленькой сестрёнке. 3. Ранение оказалось довольно тяжёлым. 4. Василий радостно выбежал из комнаты, решив тяжёлую задачу.
×
Задание 4
В предложениях 1—3 найдите слово со значением «суета, беспорядок». Выпишите это слово со строчной буквы в форме единственного числа именительного падежа. (1)Вдруг я смотрю: среди всей этой кутерьмы спокойно идёт наша Мурка. (2)Она ловко откидывала крабов с дороги. (3)Подцепит его лапой сзади, где он достать его не может, и швырк прочь. (По Б. Житкову)
×
Задание 5
В предложениях 1—4 найдите слово со значением «внезапная тревога, волнение, паника». Выпишите это слово со строчной буквы в форме единственного числа именительного падежа. (1)Все бросились и кто чем стали молотить. (2)Я боялся, что в переполохе убьют мангуст. (3)Я оторвал от хвоста дикую мангусту. (4)Она была в такой злобе, что укусила меня за руку: она рвалась и царапалась. (По Б. Житкову)
×
Задание 6
В предложениях 1—3 найдите антоним к слову «далеко» и выпишите его со строчной буквы. (1)Четыре взрослых котёнка следили за ней издали, но сами боялись и близко подойти к неводу. (2)А Мурка залезла в воду, вошла по шею, только голова одна из воды торчит. (3)Идёт по дну, а от головы вода расступается. (По Б. Житкову)
×
Задание 8
В предложениях 1—3 найдите синоним к слову «приносить» и выпишите его со строчной буквы в неопределённой форме. (1)Они кричали и рвались, хватали зубами решётку. (2)Я кинул им кусочек мяса, но они и внимания не обратили. (3)С этих пор все стали очень любить моих мангуст и таскали им поесть, что у кого было. (По Б. Житкову)
×
Задание 9
Укажите, в каких словосочетаниях выделенные слова употреблены в переносном значении.
×
Задание 10
Укажите, какие из нижеперечисленных слов являются многозначными.
×
Задание 11
Выберите, какие слова должны стоять на месте пропусков. 1. На Таню шубу. 2. Посмотрев в воду, я увидел хвост, покрытый серебристой чешуёй. 3. Миша родителям своего товарища. 4. Они наконец-то добрались до озера. 5. Прошлое воскресенье оказалось днём для меня. 6. В библиотеке меня ознакомили со списком литературы. 7. Нет никакой необходимости искать в его словах смысл.
×
Задание 12
Отредактируйте предложение: исправьте лексическую ошибку, заменив неверно употреблённое слово. Запишите подобранное слово в той форме, в которой оно должно быть в предложении. Хороший руководитель заботится о своих подчинённых и стремится показывать им образец во всём.
×
Задание 15
Укажите, на сколько групп можно распределить слова по значению: роза, стул, котёнок, астра, диван, волк, бегемот, ромашка, кресло, трюмо, подснежник, лиса, тапир.
×
Задание 17
Распределите, какую информацию можно найти в нижеуказанных словарях.
