Местоимение как средство связи предложений в тексте
×
Задание 1
Укажите предложения, связанные с предыдущими с помощью личных местоимений. Номера предложений (цифры) пишите без запятых в порядке возрастания. (1) И Кусачка второй раз в своей жизни перевернулась на спину и закрыла глаза, не зная наверно, ударят её или приласкают. (2) Но её приласкали. (3) Маленькая, тёплая рука прикоснулась нерешительно к шершавой голове и, словно это было знаком неотразимой власти, свободно и смело забегала по всему шерстистому телу, тормоша, лаская и щекоча. — (4) Мама, дети! Глядите: я ласкаю Кусаку! — закричала Лёля. (5) Когда прибежали дети, шумные, звонкоголосые, быстрые и светлые, как капельки разбежавшейся ртути, Кусака замерла от страха и беспомощного ожидания. (6)Она знала, что, если теперь кто-нибудь ударит её, она уже не в силах будет впиться в тело обидчика своими острыми зубами: у неё отняли её непримиримую злобу. (7) И когда все наперерыв стали ласкать её, она долго ещё вздрагивала при каждом прикосновении ласкающей руки, и ей больно было от непривычной ласки, словно от удара. (Л. Андреев)
×
Задание 2
Укажите предложение, связанное с предыдущим с помощью притяжательного местоимения. (1) Обоим влюблённым было за пятьдесят: Марте Иконен — пятьдесят один год и Герману Метанену — пятьдесят шесть. (2) Когда началась у них эта странная, смешная и печальная любовь, не знал никто в Мецикюлях, да и не старался узнать: там люди молчаливы, и скрытность их естественна, как естественно молчание зелёных мхов, безгласность снега и глубокая тишина невысоких небес. (3) Оба они вдовели: и Марта, и Герман — но каждый в браке своём жил хорошо, как это принято у молчаливых людей, которые не кричат и не жалуются; и у Марты был сын, высокий, худой склонный к чахотке, работящий Вилли, а у вдовца осталась дочь, уже немолодая и некрасивая девушка, с широкоскулым злым лицом и водянистыми глазами. (4) Её серо-жёлтые волосы напоминали парик у дешёвых кукол, а юбка непонятного цвета и вылинявшая кофточка имели такой вид, как будто больше всего на свете ненавидит она свою одежду. (5) Звали её Тильда. (Л. Андреев)
×
Задание 3
Укажите предложение, связанное с предыдущим с помощью указательного и личного местоимения. (1)Пройдёт год, и ещё год, и ещё год, а он будет ходить в гимназию и стоять дома на коленках. (2)И так как Сашка обладал непокорной и смелой душой, то он не мог спокойно отнестись ко злу и мстил жизни. (3)Для этой цели он бил товарищей, грубил начальству, рвал учебники и целый день лгал то учителям, то матери, не лгал он только одному отцу. (4)Когда в драке ему расшибали нос, он нарочно расковыривал его ещё больше и орал без слёз, но так громко, что все испытывали неприятное ощущение, морщились и затыкали уши. (5)Проорав сколько нужно, он сразу умолкал, показывал язык и рисовал в черновой тетрадке карикатуру на себя, как орёт, на надзирателя, заткнувшего уши, и на дрожащего от страха победителя. (6)Вся тетрадка заполнена была карикатурами, и чаще всех повторялась такая: толстая и низенькая женщина била скалкой тонкого, как спичка, мальчика. (7)Внизу крупными и неровными буквами чернела подпись: "Проси прощенья, щенок", — и ответ: "Не попрошу, хоть тресни". (Л. Андреев)
×
Задание 4
Укажите предложения, связанные с предыдущими личными местоимениями. (1) Только один раз её пожалели и приласкали. (2) Это был пропойца-мужик, возвращавшийся из кабака. (3) Он всех любил и всех жалел и что-то говорил себе под нос о добрых людях и своих надеждах на добрых людей; пожалел он и собаку, грязную и некрасивую, на которую случайно упал его пьяный и бесцельный взгляд. — (4) Жучка! — позвал он её именем, общим всем собакам. — Жучка! Пойди сюда, не бойся! (5) Жучке очень хотелось подойти; она виляла хвостом, но не решалась. (6) Мужик похлопал себя рукой по коленке и убедительно повторил: — (7) Да пойди, дура! Ей-Богу, не трону! (8) Но, пока собака колебалась, все яростнее размахивая хвостом и маленькими шажками подвигаясь вперед, настроение пьяного человека изменилось. (9) Он вспомнил все обиды, нанесённые ему добрыми людьми, почувствовал скуку и тупую злобу и, когда Жучка легла перед ним на спину, с размаху ткнул её в бок носком тяжелого сапога. (Л. Андреев)
×
Задание 5
Укажите предложения, связанные с предыдущими с помощью личных местоимений. (1)Поднялся частый дождь, и отовсюду стал надвигаться мрак осенней длинной ночи. (2)Быстро и глухо он заполнил пустую дачу; бесшумно выползал он из кустов и вместе с дождём лился с неприветного неба. (3)На террасе, с которой была снята парусина, отчего она казалась обширной и странно пустой, свет долго ещё боролся с тьмою и печально озарял следы грязных ног, но скоро уступил и он. (4)Наступила ночь. (5)И когда уже не было сомнений, что она наступила, собака жалобно и громко завыла. (6)Звенящей, острой, как отчаяние, нотой ворвался этот вой в монотонный, угрюмо покорный шум дождя, прорезал тьму и, замирая, понёсся над тёмным и обнажённым полем. (7)Собака выла — ровно, настойчиво и безнадёжно спокойно. (8)И тому, кто слышал этот вой, казалось, что это стонет и рвётся к свету сама беспросветно-тёмная ночь, и хотелось в тепло, к яркому огню, к любящему женскому сердцу. (9)Собака выла. (Л. Андреев)
×
Задание 6
Укажите номер предложения, связанного с предыдущим с помощью указательного местоимения. (1)Но далеко позади тихой полосы вдовства, за тем временем, когда ещё не рожались на свет ни Вилли, ни Тильда, вспоминалось старикам нечто милое сердцу, что и было, вероятно, началом их необыкновенной любви. (2)Однажды летом, идя каждый по своему делу, они встретились в лесу и молча прошли вместе восемь километров; у большой дороги они простились, и каждый пошёл дальше по своему делу: Марта, тогда ещё девушка, готовилась к своей свадьбе, а Герман, тогда ещё жених, готовился к своей. (3)Только всего и было; впрочем, прощаясь, Герман долго держал руку девушки, а она долго держала свою руку в его руке, но молчания они не нарушили и оба смотрели в сторону. (4)Это было летом, у большой дороги, на опушке леса. (5)И Герман видел возле трухлявого пня кустик земляники, которой много уродилось в то лето, а Марта слушала, как звенят бубенцами невидимая в лесу корова и телёнок; но сказать они ничего не сказали и молчания не нарушили. (Л. Андреев)
×
Задание 7
Укажите предложения, связанные с предыдущими с помощью личных местоимений. (1) Через неделю Герман поехал в Выборг. (2) Это было первый раз, когда он так далеко уезжал из Мецикюль, хотя ехать по железной дороге приходилось всего три часа; и в первый раз он видел город. (3) Как и деревья в их лесу, Метанены и Иконены вообще никуда не ездили, а если кто сходил с ума, то он прямо уезжал в Америку и пропадал навсегда, как срубленная сосна. (4) Но и в Выборге ничего хорошего не сказали Герману, и он напился, а деньги потерял, и назад вернулся только через пять дней пешком. (5) Потом, через некоторое время ещё, Герман и Марта вдвоём ездили к приходскому лендсману, за двадцать километров. (6) И все уже знали, глядя на них, зачем они едут; знали и то, глядя на них в обратном пути, с чем они возвращаются. (7) Но ни в одних из наблюдавших глаз, ни в голубых, ни в серых, нельзя было прочесть ни удивления, ни сочувствия, ни насмешки. (По Л. Андрееву)
×
Задание 8
Укажите предложение, связанное с предыдущим с помощью притяжательного местоимения. (1) Овдовев, они стали чаще видеться друг с другом, но не так часто, чтобы это бросалось в глаза; иногда неделями не встречались. (2) Дома их, проконопаченные мхом, почерневшие от снега и осенних дождей, находились рядом, и смежные небольшие участки их земли разделялись гнилым забором из наклонных чёрных жердей; в одном месте верхние жерди проломились, и тут был лаз, которым они пользовались для соседских деловых сношений. (3) И у Германа его неширокая полоса земли была под травою, и не было на ней ни кустика, ни дерева, а у Марты часть земли запахивалась сыном под овёс, и был, кроме того, кусок серого корявого леску, откуда брали сучья на зиму. (4) И вокруг, до самого чёрного сплошного леса на холме, стояли одиноко такие же домики и такие же заборы, и жили в них всё такие же Иконены и Метанены: других фамилий почти совсем не было в Мецикюлях. (5) Вероятно, все они находились в далёком родстве, как в родстве состоят и деревья в лесу, родившиеся от общего семени. (Л. Андреев)
×
Задание 9
Укажите предложения, связанные с предыдущими с помощью указательных местоимений. (1) С любовью своею Герман и Марта не торопились, и она росла медленно, как всякая поросль: весною и летом быстрее, зимою совсем останавливалась. (2) Очень возможно, что они просто не замечали течения времени или не видели ему конца. (3) И когда решили они пожениться, то встало перед ними новое препятствие: по строгому закону страны, старики за пятьдесят лет могут венчаться только с разрешения детей. (4) Они знали и раньше про этот закон, но, может быть, им не хотелось про него думать; но тут пришлось. (5) Происходило это весною, в мае, когда всякая любовь шагает быстро; но, хотя день был ясный и тёплый, сидели они в избе у Марты, на лавке, перед закрытым окном, за которым неясно желтел луг в золотых скромных цветочках. (6) И оба думали. (Л. Андреев)
×
Задание 10
Укажите предложение, связанное с предыдущим с помощью притяжательного местоимения. (1) Отец сидел молча и ёжился. (2) Слабый свет проникал через широкую щель вверху, где перегородка на четверть не доходила до потолка, и светлым пятном ложился на его высокий лоб, под которым чернели глубокие глазные впадины. (3) Когда-то Иван Саввич сильно пил водку, и тогда жена боялась и ненавидела его. (4) Но когда он начал харкать кровью и не мог больше пить, стала пить она, постепенно привыкая к водке. (5) И тогда она выместила всё, что ей пришлось выстрадать от высокого узкогрудого человека, который говорил непонятные слова, выгонялся за строптивость и пьянство со службы и наводил к себе таких же длинноволосых безобразников и гордецов, как и он сам. (6) В противоположность мужу она здоровела по мере того, как пила, и кулаки её всё тяжелели. (7) Теперь она говорила, что хотела, теперь она водила к себе мужчин и женщин, каких хотела, и громко пела с ними весёлые песни. (8) А он лежал за перегородкой, молчаливый, съёжившийся от постоянного озноба, и думал о несправедливости и ужасе человеческой жизни. (9) И всем, с кем ни приходилось говорить жене Ивана Саввича, она жаловалась, что нет у неё на свете таких врагов, как муж и сын: оба гордецы и статистики. (Л. Андреев)
×
Задание 11
Укажите предложения, связанные с предыдущими с помощью личного местоимения. (1) На берегу, у самого льда стояла лодка. (2) В лодке на самом дне её сидел высокий парень с безобразно длинными руками и ногами. (3) Это был дурачок Петруша. (4) Стиснув зубы и дрожа всем телом, он глядел в тёмную даль и тоже старался разглядеть что-то. (5) Чего-то и он ждал от моря. (6) Длинные руки его держались за вёсла, а левая нога была подогнута под туловище. — (7) Болеет наш дурачок! — сказал Денис, подходя к лодке. — (8) Нога у него болит, у сердешного. (9) И рассудок парень потерял от боли. (10) Ты бы, Петруша, в тепло пошёл! (11) Здесь ещё хуже простудишься... (А.П. Чехов)
×
Задание 12
Укажите предложения, связанные с предыдущими с помощью притяжательного местоимения. (1) Молодая женщина лет двадцати трёх, с страшно бледным лицом, стояла на берегу моря и глядела в даль. (2) От её маленьких ножек, обутых в бархатные полусапожки, шла вниз к морю ветхая, узкая лесенка с одним очень подвижным перилом. (3) Женщина глядела в даль, где зиял простор, залитый глубоким, непроницаемым мраком. (4)"Что там?"— думала женщина, вглядываясь в даль и кутаясь от ветра и дождя в измокшую шубейку и шаль. (5) Где-то там, в этой непроницаемой тьме, вёрст за пять-за десять или даже больше, должен быть в это время её муж, помещик Литвинов, со своею рыболовной артелью. (6) Если метель в последние два дня на море не засыпала снегом Литвинова и его рыбаков, то они спешат теперь к берегу. (7) Море вздулось и, говорят, скоро начнёт ломать лёд. (8) Лёд не может вынести этого ветра. (9) Успеют ли их рыбачьи сани с безобразными крыльями, тяжёлые и неповоротливые, достигнуть берега прежде, чем бледная женщина услышит рёв проснувшегося моря? (А.П. Чехов)
×
Задание 13
Укажите предложения, связанные с предыдущими с помощью личного местоимения. (1) Пронзительный, душу раздирающий вопль ответил на этот тихий, счастливый смех. (2) Ни рёв моря, ни ветер, ничто не было в состоянии заглушить его. (3) С лицом, искажённым отчаянием, молодая женщина не была в силах удержать этот вопль, и он вырвался наружу. (4) В нём слышалось всё: и замужество поневоле, и непреоборимая антипатия к мужу, и тоска одиночества, и, наконец, рухнувшая надежда на свободное вдовство. (5) Вся её жизнь с её горем, слезами и болью вылилась в этом вопле, не заглушённом даже трещавшими льдинами. (6) Муж понял этот вопль, да и нельзя было не понять его... (А.П. Чехов)
×
Задание 14
Укажите предложения, связанные с предыдущими с помощью притяжательного местоимения. Ответ запишите цифрами в порядке возрастания, без пробелов и запятых. (1) Женщине страстно захотелось спуститься вниз. (2) Перило задвигалось под её рукой и, мокрое, липкое, выскользнуло из её рук, как вьюн. (3) Она присела на ступени и стала спускаться на четвереньках, крепко держась руками за холодные, грязные ступени. (4) Рванул ветер и распахнул её шубу. (5) На грудь пахнуло сыростью. — (6) Святой чудотворец Николай, этой лестнице и конца не будет! — шептала молодая женщина, перебирая ступени. (7) В лестнице было ровно девяносто ступеней. (8) Она шла не изгибами, а вниз по прямой линии, под острым углом к отвесу. (9) Ветер зло шатал её из стороны в сторону, и она скрипела, как доска, готовая треснуть. (А.П. Чехов)
