Пригласительный этап ВсОШ - 2023 в городе Москве, 10 класс, Искусство (МХК).
×
Задание 1
Часто художники, обращающиеся к образу зеркала, испытывают и интерес к изображению его «противоположности» – окну. В творчестве целого ряда живописцев можно найти работы, в которых зеркало или окно становятся не деталью интерьера, а главным объектом изображения. Именно такие произведения и собраны в настоящем задании. Соедините в пары картины одного художника, изображающие зеркало и окно (картины с зеркалами обозначены буквами, а с окнами – цифрами).
×
Задание 2
Назовите фамилию художника, написавшего представленное произведение. В поле ответа запишите только фамилию (без цифр, точек, запятых, скобок и других лишних знаков). Слова с орфографическими ошибками, опечатками и лишними знаками не засчитываются! 

×
Задание 3
Назовите фамилию художника, написавшего представленное произведение. В поле ответа запишите только фамилию (без цифр, точек, запятых, скобок и других лишних знаков). Слова с орфографическими ошибками, опечатками и лишними знаками не засчитываются! 

×
Задание 4
Назовите фамилию художника, написавшего представленное произведение. В поле ответа запишите только фамилию (без цифр, точек, запятых, скобок и других лишних знаков). Слова с орфографическими ошибками, опечатками и лишними знаками не засчитываются! 

×
Задание 5
Назовите фамилию художника, написавшего представленное произведение. В поле ответа запишите только фамилию (без цифр, точек, запятых, скобок и других лишних знаков). Слова с орфографическими ошибками, опечатками и лишними знаками не засчитываются! 

×
Задание 6
Назовите фамилию художника, написавшего представленное произведение. В поле ответа запишите только фамилию (без цифр, точек, запятых, скобок и других лишних знаков). Слова с орфографическими ошибками, опечатками и лишними знаками не засчитываются! 

×
Задание 7
Перед вами 17 фотографий архитектурных сооружений XX–XXI веков, которые построены тремя разными архитекторами. Один из этих архитекторов арабского происхождения – Заха Хадид (1950–2016), построившая это здание в Гонконге. Ваша задача – определить характерные черты творчества Захи Хадид и, опираясь на свои наблюдения, найти ещё 5 произведений ее авторства из представленного ряда. 

×
Задание 8
К какому из этих портретов относятся слова искусствоведа Н.И. Харджиева? «Образ Ахматовой перекликается с фигурой одного из известнейших архитектурно-скульптурных сооружений XVI столетия. Я имею в виду аллегорическую фигуру "Ночи" на крышке саркофага Джулиано Медичи, этот едва ли не самый значительный и таинственный из женских образов Микеланджело. К "Ночи" восходит и композиционное построение рисунка … . Подобно "Ночи", фигура Ахматовой покоится наклонно. Постамент, с которым она составляет единое конструктивное целое, повторяет дугообразную (расчлененную надвое) линию крышки двухфигурного саркофага Медичи. Но в отличие от напряжённой позы "Ночи", как бы соскальзывающей со своего наклонного ложа, фигура на рисунке … статична и устойчива, как египетский сфинкс. … Перед нами не изображение Анны Андреевны Гумилевой 1911 года, а "ахроничный" образ поэта, прислушивающегося к своему внутреннему голосу.< /br> Так дремлет мраморная "Ночь" на флорентийском саркофаге. Она дремлет, но это полусон ясновидящей».
×
Задание 9
К какому из представленных портретов относятся слова искусствоведа Г. Ельшевской? «Он принадлежит к такого рода портретам, где индивидуальность героя формулируется акцентированным выявлением одного главного свойства, составляющего как бы пластический камертон образа. Здесь этим главным свойством оказывается стильность – качество, по сути, внешнее, однако в системе живописи модерна выдвигаемое на первый план. Обострённый стилизм модели определил тяготение художника к композиционной монолитности и парадному, постановочному блеску; Ахматова предстаёт здесь своего рода воплощением «женщины модерна». Диагональное построение не сообщает полотну динамики. Уравновешены цветовые массы интенсивных оттенков … Ритму кристаллов пейзажа, на фоне которого изображена героиня, вторят изломы фигуры. Кубистическая «колючесть», игра режущих плоскостей, введённая в портрет, усиливает волну утончённости, идущую от модели. Художник создаёт в картине особым образом организованную пространственную среду. Объёмы переданы только цветом и плотностью фактуры, светотень отсутствует. Свободная игра света выявляет формы предметов, сообщая им законченность и «непререкаемость». Художник долгое время работал в витражной мастерской, и в портрете явственно ощущается его понимание цвета как окрашенного света»
×
Задание 10
Один из представленных портретов относится к серии набросков художника А. Тышлера, сделанных в 1943 году, в ташкентской эвакуации. Его вдова, Флора Сыркина, так вспоминала об истории создания этой серии: «Он почти никогда не исполнял заказных портретов. Обычно рисовал и писал только близких людей – родных, друзей, всех тех, кого хорошо знал, понимал, любил. И как бы очищал их от всего наносного, второстепенного, находил и воплощал все лучшее, что в них было. Парадных портретов не писал никогда. Александр Григорьевич любил работать сериями. Он объяснял это своё пристрастие тем, что таким образом ему удавалось в последующих вещах выразить то, что не досказал в предыдущих. Потому, попросив Анну Андреевну позировать ему, решил сделать несколько портретов. Он пришёл к ней с папкой, в которой лежали листы и листочки самой лучшей бумаги, какую сумел раздобыть в тот во всем голодный год … Поэтому рисунки оказались разных размеров. Комнатка в коммунальной квартире, где жила Ахматова, была очень мала. Александр Григорьевич и Анна Андреевна сидели в метре друг от друга – условия трудные для рисования натуры в полный рост. … Естественно, что большинство листов нарисованы крупным планом, однако и "лицом к лицу" он увидел её лицо. В каждом произведении истинный художник ставит перед собою определённую задачу. В портретах Ахматовой Тышлер мечтал не только о воссоздании "образной гармонии лица", но и о том, чтобы "... передать состояние. Вот этим состоянием, – вспоминал он, – и была тишина, которую так излучала Анна Андреевна... Я как бы вполз в эту тишину и начал рисовать".» Какой это портрет?
×
Задание 11
Среди представленных портретов есть один, выполненный женщиной-художницей в 1922 году. По мнению хранителя музея Анны Ахматовой в Санкт-Петербурге С. Грушевской «в образе модели угадывается любимый художницей тип женской красоты – нежно обрисованный овал лица, крупные, ясные, яркие широко поставленные глаза и чуть заметная улыбка в уголке рта». О каком изображении идёт речь?
×
Задание 12
О каком из этих портретов в 1922 году высказался писатель Евгений Замятин? «Портрет Ахматовой – или, точнее: портрет бровей Ахматовой. От них – как от облака – лёгкие, тяжёлые тени по лицу, и в них – столько утрат. Они – как ключ в музыкальной пьесе: поставлен этот ключ – и слышишь, чтó говорят глаза, траур волос, черные чётки на гребнях».
×
Задание 14
К какой цивилизации древности относится произведение, представленное в задании? Для ответа на вопрос выберите необходимые названия из списка. 

×
Задание 15
К какой цивилизации древности относится произведение, представленное в задании? Для ответа на вопрос выберите необходимые названия из списка. 

×
Задание 16
Определите два произведения, в которых сходное пластическое решение фигуры выражает идею сопротивления и воли к победе.
×
Задание 17
К какой цивилизации древности относится произведение, представленное в задании? Для ответа на вопрос выберите необходимые названия из списка. 

×
Задание 18
Внимательно рассмотрите представленные в задании произведения и расставьте их в хронологическом порядке от наиболее раннего (1) к наиболее позднему (10).
×
Задание 19
Посмотрите на иллюстрацию. Обратите внимание на фигуру и позу героя, его атрибуты, общее композиционное решение скульптуры. Подумайте, для изображения какого героя характерна подобная иконография. 

×
Задание 20
К какой цивилизации древности относится произведение, представленное в задании? Для ответа на вопрос выберите необходимые названия из списка. 

×
Задание 21
К какой цивилизации древности относится произведение, представленное в задании? Для ответа на вопрос выберите необходимые названия из списка. 

×
Задание 22
Какое из произведений представляет живописную школу, ставшую, как с точки зрения сюжета, так и с точки зрения техники, предтечей импрессионизма?
