FreeCDZ

Роман-эпопея "Война и мир". Пьер после Бородинского сражения

×

Задание 1

Укажите название жанра, к которому относится произведение Л.Н. Толстого "Война и мир".

×

Задание 2

Ощущение страха и ужаса, которые испытывает Пьер, вспоминая Бородинское сражение, противопоставлены радостному чувству, завладевшему Пьером на тихом постоялом дворе, где он остановился по дороге в Можайск. Как называется этот художественный приём?

×

Задание 3

Назовите сражение, после которого Пьер, угостившись солдатским кавардачком у костра на Можайской дороге, попадает на постоялый двор. (Ответ состоит из одного слова.)

×

Задание 4

В тексте, приведённом в задании № 1, автор стремится передать внутреннее состояние Пьера Безухова. Каким термином обозначается в художественном произведении изображение внутренней, душевной жизни человека?

×

Задание 5

В своих размышлениях Пьер многократно использует слово "они", усиливая смысл высказываемого ("А они... они всё время, до конца были тверды, спокойны..."). Как называется этот приём? (Ответ состоит из одного слова.)

×

Задание 6

Прочитайте приведённый ниже фрагмент из романа-эпопеи "Война и мир" и выполните задание. — Тс, тц... — сказал маленький человек. — Греха-то, греха-то... — быстро прибавил он и, как будто слова его всегда были готовы во рту его и нечаянно вылетали из него, он продолжал: — Чтò ж это, барин, вы так в Москве-то остались? — Я не думал, что они так скоро придут. Я нечаянно остался, — сказал Пьер. — Да как же они взяли тебя, соколик, из дома твоего? — Нет, я пошёл на пожар, а тут они схватили меня, судили за поджигателя. — Где суд, там и неправда, — вставил маленький человек. — А ты давно здесь? — спросил Пьер, дожёвывая последнюю картошку. — Я-то? В то воскресенье меня взяли из гошпиталя в Москве. — Ты кто же, солдат? — Солдаты Апшеронского полка. От лихорадки умирал. Нам и не сказали ничего. Наших человек двадцать лежало. И не думали, не гадали. — Чтò ж, тебе скучно здесь? — спросил Пьер. — Как не скучно, соколик. Меня Платоном звать; Каратаевы прозвище, — прибавил он видимо с тем, чтоб облегчить Пьеру обращение к нему. — Соколиком на службе прозвали. Как не скучать, соколик! Москва, она городам мать. Как не скучать на это смотреть. Да червь капусту гложе, а сам прежде того пропадае: так-то старички говаривали, — прибавил он быстро. — Как, как это ты сказал? — спросил Пьер. — Я-то? — спросил Каратаев. — Я говорю не нашим умом, а Божьим судом, — сказал он, думая, что повторяет сказанное. И тотчас же продолжал: — Как же у вас, барин, и вотчины есть? И дом есть? Стало быть полная чаша! И хозяйка есть? А старики-родители живы? — спрашивал он и, хотя Пьер не видел в темноте, но чувствовал, что у солдата морщились губы сдержанною улыбкой ласки, в то время как он спрашивал это. Он, видимо, был огорчён тем, что у Пьера не было родителей, в особенности матери. — Жена для совета, тёща для привета, а нет милей родной матушки! — сказал он. — Ну а детки есть? — продолжал он спрашивать. Отрицательный ответ Пьера опять, видимо, огорчил его, и он поспешил прибавить: — Что ж люди молодые, ещё даст Бог, будут. Только бы в совете жить... — Да теперь всё равно, — невольно сказал Пьер. — Эх, милый человек ты, — возразил Платон. — От сумы да от тюрьмы никогда не отказывайся. — Он уселся получше, прокашлялся, видимо, приготовляясь к длинному рассказу. Заполните пропуски в следующем тексте. В ответе запишите два термина в порядке их следования в тексте без пробелов, запятых и других дополнительных символов. (Второй термин напишите во множественном числе.) В приведённом фрагменте представлен _________________ между Пьером и Платоном Каратаевым, то есть разговор двух лиц, с помощью которого даётся речевая характеристика героев. Речь Каратаева отличается доброжелательностью и меткостью, он часто произносит _______________________. Например: "не нашим умом, а Божьим судом", "от сумы да от тюрьмы никогда не отказывайся", "даст Бог" и другие.

×

Задание 7

Какова судьба персонажей "Войны и мира" после Бородинского сражения? К каждой позиции первого столбца подберите соответствующую позицию из второго столбца.

×

Задание 8

Внимательно прочитайте текст № 1 и текст № 2 из романа-эпопеи "Война и мир". Сопоставьте содержание текстов. Укажите неверное утверждение, выдвинутое при сопоставлении текстов. Текст № 1 Что бы ни увидал теперь Петя, ничто бы не удивило его. Он был в волшебном царстве, в котором всё было возможно. Он поглядел на небо. И небо было такое же волшебное, как и земля. На небе расчищало, и над вершинами дерев быстро бежали облака, как будто открывая звёзды. Иногда казалось, что на небе расчищало и показывалось чёрное, чистое небо. Иногда казалось, что эти чёрные пятна были тучки. Иногда казалось, что небо высоко, высоко поднимается над головой; иногда небо спускалось совсем, так что рукой можно было достать его. Петя стал закрывать глаза и покачиваться. Капли капали. Шёл тихий говор. Лошади заржали и подрались. Храпел кто-то. – Ожиг, жиг, ожиг, жиг… – свистела натачиваемая сабля. И вдруг Петя услыхал стройный хор музыки, игравшей какой-то неизвестный, торжественно сладкий гимн... Музыка играла всё слышнее и слышнее. Напев разрастался, переходил из одного инструмента в другой. Текст № 2 Депо, и пленные, и обоз маршала остановились в деревне Шамшеве. Всё сбилось в кучу у костров. Пьер подошёл к костру, поел жареного лошадиного мяса, лёг спиной к огню и тотчас же заснул. Он спал опять тем же сном, каким он спал в Можайске после Бородина. Опять события действительности соединялись с сновидениями, и опять кто-то, сам ли он или кто другой, говорил ему мысли и даже те же мысли, которые ему говорились в Можайске. "Жизнь есть всё. Жизнь есть Бог. Всё перемещается и движется, и это движение есть Бог. И пока есть жизнь, есть наслаждение самосознания Божества. Любить жизнь, любить Бога. Труднее и блаженнее всего любить эту жизнь в своих страданиях, в безвинности страданий". "Каратаев!" — вспомнилось Пьеру. И вдруг Пьеру представился, как живой, давно забытый, кроткий старичок-учитель, который в Швейцарии преподавал Пьеру географию. — "Постой", — сказал старичок. И он показал Пьеру глобус. Глобус этот был живой, колеблющийся шар, не имеющий размеров. Вся поверхность шара состояла из капель, плотно сжатых между собой. И капли эти все двигались, перемещались и то сливались из нескольких в одну, то из одной разделялись на многие. Каждая капля стремилась разлиться, захватить наибольшее пространство, но другие, стремясь к тому же, сжимали её, иногда уничтожали, иногда сливались с нею. — Вот жизнь, — сказал старичок-учитель. "Как это просто и ясно, — подумал Пьер. — Как я мог не знать этого прежде. В середине Бог, и каждая капля стремится расшириться, чтобы в наибольших размерах отражать Его. И растёт, сливается, и сжимается, и уничтожается на поверхности, уходит в глубину и опять всплывает. Вот он Каратаев, вот разлился и исчез..."

×

Задание 9

Напишите имя героя романа-эпопеи "Война и мир", узнав его по портрету: "Лицо его, несмотря на мелкие круглые морщинки, имело выражение невинности и юности; голос у него был приятный и певучий. Но главная особенность его речи состояла в непосредственности и спорости... Физические силы его и поворотливость были таковы первое время плена, что казалось, он не понимал, что такое усталость и болезнь. Каждый день утром и вечером он, ложась, говорил — "положи, господи, камушком, подними калачиком".

×

Задание 10

Прочитайте приведённый ниже фрагмент произведения, восстановите авторский текст, подобрав нужные по смыслу слова. Едва Пьер прилёг головой на подушку, как он почувствовал, что засыпает; но вдруг с ясностью почти действительности послышались бум, бум, бум выстрелов, послышались стоны, крики, шлёпанье , запахло кровью и порохом, и чувство ужаса, смерти охватило его. Он испуганно открыл глаза и поднял голову из-под шинели. Всё было тихо на дворе. Только в воротах, разговаривая с дворником и шлёпая по грязи, шёл какой-то . Над головой Пьера, под тёмной изнанкой тесового навеса, встрепенулись от движения, которое он сделал, приподнимаясь. По всему двору был разлит мирный, для Пьера в эту минуту, крепкий запах постоялого двора, запах , навоза и дёгтя. Между двумя чёрными навесами виднелось небо. "Слава богу, что этого нет больше, — подумал Пьер, опять закрываясь с головой. — О, как ужасен страх и как я отдался ему! А они... они всё время, до конца были , спокойны..." — подумал он. Они в понятии Пьера были солдаты — те, которые были на батарее, и те, которые его, и те, которые молились на икону. Они — эти странные, неведомые ему доселе они, ясно и резко отделялись в его мысли от всех других людей. "Солдатом быть, солдатом! — думал Пьер, засыпая. Войти в эту общую жизнь , проникнуться тем, что делает их такими. Но как скинуть с себя всё лишнее, , всё бремя этого внешнего человека?" (Л.Н. Толстой "Война и мир")

×

Задание 11

В тексте, приведённом в задании № 1, как и во всём произведении, действительность представлена объективно, с учётом особенностей конкретной эпохи. Какое литературное направление второй половины XIX века считало этот принцип главным в изображении действительности?