Сложные многочленные предложения
×
Задание 1
Укажите номера сложных многочленных предложений, в которых запятая между двумя подчинительными союзами НЕ ставится. Цифры расположите по возрастанию. 1. Дверь подъезда внезапно распахнулась и на улицу выскочил неопрятного вида крепкий молодой человек который если бы Алексей не успел в последний момент посторониться наверняка налетел бы прямо на него. 2. В эту музыку вложена такая полнота нежности что когда Пётр Ильич тихонько напевал про себя эту широко раскидывающуюся светлую мелодию то что-то перехватывало ему горло в глазах появлялись слёзы. 3. Я не знаю откуда возникало это чудное состояние но я переживал его много раз хотя если вспомнить всю жизнь то бывало оно не так уж часто. 4. И всё же он доехал быстрее чем я думал потому что когда я спустился во двор на скамейке под липой уже виднелась его тёмная фигура. 5. Наконец он почувствовал что больше не может что никакая сила не сдвинет его с места и что если теперь он сядет ему уже больше не подняться.
×
Задание 2
Выберите верные формулировки. Укажите номер(-а) выбранных утверждений, расположив их по возрастанию. 1. Многочленное сложное предложение состоит из трёх и более частей. 2. В многочленных сложных предложениях простые предложения не могут быть соединены между собой различными видами связи. 3. В многочленных сложных предложениях с различными видами связи знаки препинания ставятся по пунктуационным правилам употребления знаков препинания между простыми предложениями в сложном союзном и бессоюзном предложениях. 4. В многочленных сложных предложениях с сочинительной и подчинительной связью рядом не могут быть употреблены сочинительный и подчинительный союзы. 5. Каждое предложение в составе многочленного сложного предложения сохраняет собственную интонацию.
×
Задание 3
Прочитайте предложения. Запишите номер(-а) того (тех), в котором(-ых) правильно расставлены знаки препинания. Цифры расположите по возрастанию. 1. Единственное средство умственного общения людей есть слово, и для того, чтобы общение это было возможно, нужно употреблять слова так, чтобы при каждом слове вызывались у всех соответствующие и точные понятия. 2. Мы приехали в Александровку ночью, и я спал так крепко, что не видел ни дома, ни берёзовой аллеи и никого из домашних, которые уже все разошлись и давно спали. 3. Старик подозрительно взглянул на меня, и уже по одному взгляду можно было угадать, что ему всё известно. 4. Скоро выпал первый снег, а река всё ещё не поддавалась холоду, потому что всё, что замерзало по ночам вода разбивала днём. 5. Я надеялся уснуть, чтобы переждать самое жаркое время дня, но все попытки в этом направлении кончились полной неудачей.
×
Задание 4
Расставьте знаки препинания. Укажите два предложения, в которых нужно поставить по ТРИ запятые. Запишите номера этих предложений, расположив их по возрастанию. 1. Прошло несколько часов мы получили известие что лёд на реке достаточно окреп и что через неё уже потянулись обозы. 2. Комната которая была приготовлена для нас и в которой мы разместились была небольшая мы были рады и этому. 3. Я любил мартовские сумерки когда начинало подмораживать когда фонари бросали тёплый отсвет на ледяную мостовую в такую погоду мне хорошо думалось. 4. Он расспрашивал меня про то что я люблю что читаю что намерена делать и давал советы советы были весьма дельные. 5. Глеб не заметил как наступило утро как пробудились куры и голуби и как затем мало-помалу всё ожило вокруг.
×
Задание 5
Расставьте все знаки препинания. Укажите все цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые, расположив их по возрастанию. Начальство догадывается о том (1) кто виновен в случившемся (2) и (3) хотя ничего нельзя доказать положительно (4) я вам советую быть осторожнее.
×
Задание 6
Укажите номера сложных многочленных предложений. Цифры расположите по возрастанию. 1. В доме было тихо и если бы не яркий огонь в окошке то можно было бы подумать что там уже все спят. 2. Туман таял и когда лодка пошла к берегу видно было как пятнышки кувшинок и лилий покачиваются на волнах. 3. Учился он порядочно хотя часто ленился никогда не плакал зато по временам находило на него дикое упрямство. 4. Литература делает человека интеллигентным развивает в нём не только чувство красоты но и понимание жизни всех её сложностей служит проводником в другие эпохи и к другим народам раскрывает перед ним сердца людей. 5. Я думал о людях чья жизнь была связана с этой историей и мне захотелось узнать что с ними стало.
×
Задание 7
Расставьте все знаки препинания. Укажите все цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые, расположив их по возрастанию. На далёком западном крае неба (1) исступлённо метались белые молнии (2) и (3) хотя гроза не собиралась двигаться в нашу сторону (4) всё же что-то тревожное было в этом таинственном ожидании природы.
×
Задание 8
Расставьте знаки препинания. Укажите два предложения, в которых нужно поставить ЧЕТЫРЕ запятые. Запишите номера этих предложений, расположив их по возрастанию. 1. Всё небо было усеяно мигающими звёздами и Млечный Путь вырисовывался так ясно как будто его перед праздником помыли и потёрли снегом. 2. Молча широко раскрытыми глазами смотрел он на бесконечную панораму берегов и ему казалось что он движется по широкой серебряной тропе в те чудесные царства где живут чародеи и богатыри сказок. 3. Один из нас хотел было выйти из лодки но едва он вступил на берег как провалился и увяз по колено кромка берега была сильно заболочена. 4. К вечеру пошёл дождь снег почти растаял и хотя дорога стала ещё грязнее но всё же лошадям стало легче. 5. Ольга вошла к Рябовскому без звонка и когда в передней снимала калоши ей послышалось как будто в мастерской кто-то тихо пробежал.
×
Задание 9
Укажите номера сложных многочленных предложений, в которых запятая между сочинительным и подчинительным союзом НЕ ставится. Цифры расположите по возрастанию. 1. От холода мне захотелось спать и хотя я знал что этого не стоит делать но перебороть себя никак не мог. 2. В горах прошли дожди и если мост через реку сорван то геологам придётся дожидаться полного спада воды чтобы добраться до базы. 3. Встречающие поминутно смотрели на часы и когда вдали появился поезд толпа подалась ему навстречу хотя это никак не могло ускорить свидание с близкими людьми. 4. Всегда трудно приступать к выполнению нелюбимой работы и чтобы немного оттянуть неприятный момент мы часто ищем любые предлоги которые могут хоть как-то оправдать наше безволие. 5. К вечеру пошёл дождь и пока мы ехали по просёлку лошади еле переступали будто потеряли последние силы.
×
Задание 10
Выберите верные формулировки. Укажите номер(-а) выбранных утверждений, расположив их по возрастанию. 1. При всём многообразии сочетаний простых предложений в многочленных сложных предложениях комбинация в них видов синтаксической связи следующая: а) сочинительная и подчинительная; б) сочинительная и бессоюзная; в) подчинительная и бессоюзная; г) сочинительная, подчинительная и бессоюзная. 2. Если в многочленных сложных предложениях рядом окажутся сочинительный и подчинительный союзы, то запятая между союзами не ставится. 3. Запятая между союзами ставится в том случае, если после придаточного есть вторая часть составного подчинительного союза то, так, тем. 4. Части, образующие многочленное сложное предложение, неравноправны. 5. Союзное слово всегда является членом предложения.
