СПО. Виды информации в тексте
×
Задание 1
Укажите, какие примеры не являются текстами. Номера ответов запишите в порядке возрастания без пробелов и знаков препинания. 1. В одно окно смотрели двое. Один увидел дождь и грязь. Другой — листвы зеленой вязь, весну и небо голубое. В одно окно смотрели двое. (Омар Хайям) 2. Сочла кукушка Мгновения летних дней И улетела. (Морио Таскэ) 3. Нет ни в чем вам благодати; С счастием у вас разлад: И прекрасны вы некстати, И умны вы невпопад. (А.С. Пушкин) 4. И добрая душа продолжала неутешно рыдать о своем злополучном друге. А он не умеет плавать! — Не допущу!.. Нет, не допущу, чтобы ты погибнул! — возопил ревностный друг и выхватил из-под ног беглеца доску. За ним по пятам мчалась погоня. Враг засмеялся самодовольно — и пошел прочь; а друг присел на бережку — и начал горько плакать о своем бедном... бедном друге! Он бежал изо всех сил... Осужденный на вечное заточенье узник вырвался из тюрьмы и стремглав пустился бежать... Тот мгновенно бухнул в бурные волны — и утонул. (По И.С. Тургеневу) 5. Зима в этом году выдалась на редкость свирепая. У него были большие голубые глаза, выразительный нос и пышные усы. В дверь постучали. Когда они подошли к замку, уже стемнело. "Удивительная весна в этом году", — думал Георгий Иванович, глядя в заснеженное окно. Раздался неприятный скрип.
×
Задание 2
Укажите, какие языковые средства характерны для последовательного способа связи предложений в тексте.
×
Задание 3
Установите соответствие между способами связи предложений в тексте и их определениями.
×
Задание 4
Выберите из выпадающего списка способ связи предложений, который используется при построении текста. Высоко в небе плыла луна, и маленький квадратик света полз по телу Тома. Только теперь его рука ослабила хватку. Тихо, осторожно, прислушиваясь к движениям спящих, Том поднял ее. Он помедлил, глубоко-глубоко вздохнул, потом, весь ожидание, разжал пальцы и разгладил клочок закрашенного холста. Мир спал, освещенный луной, а на его ладони лежала Улыбка. Он смотрел на нее в белом свете, который падал с полуночного неба. И тихо повторял про себя, снова и снова: "Улыбка, чудесная улыбка..." Час спустя он все еще видел ее, даже после того как осторожно сложил ее и спрятал. Он закрыл глаза, и снова во мраке перед ним — Улыбка. Ласковая, добрая, она была там и тогда, когда он уснул, а мир был объят безмолвием, и луна плыла в холодном небе сперва вверх, потом вниз, навстречу утру. (По Р. Брэдбери) История научной фантастики — это история идей, которые изменяли мир, но которые сначала были осмеяны и отвергнуты. Если бы лет тридцать назад в одном из своих рассказов я написал о том, что вскоре нас будут окружать загрязненный воздух, отравленная вода, смертельно опасное дорожное движение, вы воскликнули бы: — Гнусный вымысел! Чистейшая фантастика! Если бы я написал о том, что придет пора и с помощью кредитных чеков люди станут занимать у "завтра", чтобы жить сегодня, вы фыркнули бы от возмущения: — Чушь и враки! Никогда! Если бы я написал об устройстве, которое передает изображение по воздуху и тем самым влияет на умонастроения человечества, меня вышвырнули бы за дверь. Если бы я написал о том, что в один прекрасный день люди высадятся на Луне, как бы вы прореагировали? (По Р. Брэдбери)
×
Задание 7
Прочитайте рассказ И.А. Бунина "Красавица" и отрывок из анализа текста. Заполните пропуски, перетащив подходящие слова в поле для ответа. Красавица Чиновник казенной палаты, вдовец, пожилой, женился на молоденькой, на красавице, дочери воинского начальника. Он был молчалив и скромен, а она знала себе цену. Он был худой, высокий, чахоточного сложения, носил очки цвета йода, говорил несколько сипло и, если хотел сказать что-нибудь погромче, срывался в фистулу. А она была невелика, отлично и крепко сложена, всегда хорошо одета, очень внимательна и хозяйственна по дому, взгляд имела зоркий. Он казался столь же неинтересен во всех отношениях, как множество губернских чиновников, но и первым браком был женат на красавице — и все только руками разводили: за что и почему шли за него такие? И вот вторая красавица спокойно возненавидела его семилетнего мальчика от первой, сделала вид, что совершенно не замечает его. Тогда и отец, от страха перед ней, тоже притворился, будто у него нет и никогда не было сына. И мальчик, от природы живой, ласковый, стал в их присутствии бояться слово сказать, а там и совсем затаился, сделался как бы несуществующим в доме. Тотчас после свадьбы его перевели спать из отцовской спальни на диванчик в гостиную, небольшую комнату возле столовой, убранную синей бархатной мебелью. Но сон у него был беспокойный, он каждую ночь сбивал простыню и одеяло на пол. И вскоре красавица сказала горничной: — Это безобразие, он весь бархат на диване изотрет. Стелите ему, Настя, на полу, на том тюфячке, который я велела вам спрятать в большой сундук покойной барыни в коридоре. И мальчик, в своем круглом одиночестве на всем свете, зажил совершенно самостоятельной, совершенно обособленной от всего дома жизнью, — неслышной, незаметной, одинаковой изо дня в день: смиренно сидит себе в уголке гостиной, рисует на грифельной доске домики или шепотом читает по складам все одну и ту же книжечку с картинками, купленную еще при покойной маме, смотрит в окна... Спит он на полу между диваном и кадкой с пальмой. Он сам стелет себе постельку вечером и сам прилежно убирает, свертывает ее утром и уносит в коридор в мамин сундук. Там спрятано и все остальное добришко его. содержится в сюжете рассказа: пожилой чиновник, вдовец, женился на молоденькой красавице, которая возненавидела его семилетнего сына от первого брака. "Красавица спокойно возненавидела" — этот оксюморон (сочетание противоречащих понятий) указывает на : за внешней красотой героини скрывается черствость души, душевное уродство. Анализ словообразовательных средств художественной выразительности позволяет обнаружить : при характеристике мальчика автор активно использует слова с уменьшительно-ласкательными суффиксами ("книжечка", "домики", "добришко", "постелька"), и этот прием помогает писателю выразить свое отношение к герою — сопереживание, сочувствие, явную симпатию.
×
Задание 9
Как называется сообщение, оформленное как словосочетание номинативного характера? Ответ запишите в начальной форме.
×
Задание 10
Заполните пропуски, перетащив подходящие по смыслу слова из списка в поле для записи ответа. Текст – это слова, предложения, абзацы и более крупные части, связанные в целое и(главной идеей), образующие высказывание, .
