Связь музыки с другими видами искусства
×
Задание 1
Прочитайте текст. 1941–1945 годы стали трагическими для всего населения. Произведения, созданные в годы войны, наполнены идеей сплочения народа в борьбе с врагом. Композиторы также не могли стоять в стороне от общей проблемы. Об этом свидетельствуют слова Д.Д. Шостаковича: «Мы дерёмся за свою культуру, за науку, за искусство, за всё то, что мы создавали и строили. И советский художник никогда не будет стоять в стороне от той исторической схватки, которая сейчас ведётся между культурой и варварством, между светом и тьмой». Музыканты не только помогали людям не падать духом, но и сами защищали Родину физически. Они работали в тылу, дежурили в различных командах и сражались с врагом на фронте. Песня стала духовным оружием для всего народа. Музыка вселяла в солдат уверенность, укрепляла настрой к победе, воодушевляла памятью о мирных и светлых днях. Главной темой всего песенного творчества стала тема защиты Родины. В самом начале войны преобладающими становятся героико-патриотические песни, близкие по звучанию к походно-строевым маршам и гимнам. Таковы «До свиданья, города и хаты» М.И. Блантера, «Песня защитников Москвы» Б.А. Мокроусова и другие, которые воспевали всю смелость и мужественность русского солдата. Гимном боевого духа стала «Священная война» А.В. Александрова. Патриотическим содержанием наполнены «Патриотическая песня», «Заздравная песня о Родине» Д.Д. Шостаковича, «Гвардейский марш», «Слава нашей Отчизне!» А.И. Хачатуряна. Но военная тематика была не единственной, композиторов привлекала лирика (Г.В. Свиридов «Песни странника») и философские идеи (Д.Д. Шостакович «Шесть романсов»). Среди песенных жанров более крупного масштаба является кантата «Баллада о мальчике, оставшемся неизвестным» С.С. Прокофьева и поэма-кантата «Киров с нами» Н.Я. Мясковского. Не менее остро тема войны раскрывается в симфонической и инструментальной музыке С.С. Прокофьева, Д.Д. Шостаковича, А.И. Хачатуряна, Н.Я. Мясковского. Симфониям, которые были написаны в военное время, свойственно жёсткое противостояние контрастных образов: добра и зла, мира и войны, фашизма и героического сопротивления. Особое внимание композиторы уделяют жанру марша. Несмотря на трудное положение в стране, культурная составляющая её жизни остаётся одним из важных направлений развития. Период Великой Отечественной войны стал стимулом для создания мировых шедевров в жанрах от песни до масштабных симфонических полотен. При этом песня получила заслуженное признание и стала главным знаменем народа. Вы создаёте информационный стенд для школьного музея, посвящённый музыке военного времени. Опираясь на текст, выберите верные утверждения, раскрывающие особенности вокального и инструментального жанров в музыке военного времени.
×
Задание 2
Прочитайте текст и ответьте на вопрос. 1941–1945 годы стали трагическими для всего населения. Произведения, созданные в годы войны, наполнены идеей сплочения народа в борьбе с врагом. Композиторы также не могли стоять в стороне от общей проблемы. Об этом свидетельствуют слова Д.Д. Шостаковича: «Мы дерёмся за свою культуру, за науку, за искусство, за всё то, что мы создавали и строили. И советский художник никогда не будет стоять в стороне от той исторической схватки, которая сейчас ведётся между культурой и варварством, между светом и тьмой». Музыканты не только помогали людям не падать духом, но и сами защищали Родину физически. Они работали в тылу, дежурили в различных командах и сражались с врагом на фронте. Песня стала духовным оружием для всего народа. Музыка вселяла в солдат уверенность, укрепляла настрой к победе, воодушевляла памятью о мирных и светлых днях. Главной темой всего песенного творчества стала тема защиты Родины. В самом начале войны преобладающими становятся героико-патриотические песни, близкие по звучанию к походно-строевым маршам и гимнам. Таковы «До свиданья, города и хаты» М.И. Блантера, «Песня защитников Москвы» Б.А. Мокроусова и другие, которые воспевали всю смелость и мужественность русского солдата. Гимном боевого духа стала «Священная война» А.В. Александрова. Патриотическим содержанием наполнены «Патриотическая песня», «Заздравная песня о Родине» Д.Д. Шостаковича, «Гвардейский марш», «Слава нашей Отчизне!» А.И. Хачатуряна. Но военная тематика была не единственной, композиторов привлекала лирика (Г.В. Свиридов «Песни странника») и философские идеи (Д.Д. Шостакович «Шесть романсов»). Среди песенных жанров более крупного масштаба является кантата «Баллада о мальчике, оставшемся неизвестным» С.С. Прокофьева и поэма-кантата «Киров с нами» Н.Я. Мясковского. Не менее остро тема войны раскрывается в симфонической и инструментальной музыке С.С. Прокофьева, Д.Д. Шостаковича, А.И. Хачатуряна, Н.Я. Мясковского. Симфониям, которые были написаны в военное время, свойственно жёсткое противостояние контрастных образов: добра и зла, мира и войны, фашизма и героического сопротивления. Особое внимание композиторы уделяют жанру марша. Несмотря на трудное положение в стране, культурная составляющая её жизни остаётся одним из важных направлений развития. Период Великой Отечественной войны стал стимулом для создания мировых шедевров в жанрах от песни до масштабных симфонических полотен. При этом песня получила заслуженное признание и стала главным знаменем народа. Вы создаёте информационный стенд для школьного музея, посвящённый музыке военного времени. Опираясь на информацию из текста, определите главную идею песенного творчества композиторов военного времени.
×
Задание 3
Прочитайте текст и ответьте на вопрос. 1941–1945 годы стали трагическими для всего населения. Произведения, созданные в годы войны, наполнены идеей сплочения народа в борьбе с врагом. Композиторы также не могли стоять в стороне от общей проблемы. Об этом свидетельствуют слова Д.Д. Шостаковича: «Мы дерёмся за свою культуру, за науку, за искусство, за всё то, что мы создавали и строили. И советский художник никогда не будет стоять в стороне от той исторической схватки, которая сейчас ведётся между культурой и варварством, между светом и тьмой». Музыканты не только помогали людям не падать духом, но и сами защищали Родину физически. Они работали в тылу, дежурили в различных командах и сражались с врагом на фронте. Песня стала духовным оружием для всего народа. Музыка вселяла в солдат уверенность, укрепляла настрой к победе, воодушевляла памятью о мирных и светлых днях. Главной темой всего песенного творчества стала тема защиты Родины. В самом начале войны преобладающими становятся героико-патриотические песни, близкие по звучанию к походно-строевым маршам и гимнам. Таковы «До свиданья, города и хаты» М.И. Блантера, «Песня защитников Москвы» Б.А. Мокроусова и другие, которые воспевали всю смелость и мужественность русского солдата. Гимном боевого духа стала «Священная война» А.В. Александрова. Патриотическим содержанием наполнены «Патриотическая песня», «Заздравная песня о Родине» Д.Д. Шостаковича, «Гвардейский марш», «Слава нашей Отчизне!» А.И. Хачатуряна. Но военная тематика была не единственной, композиторов привлекала лирика (Г.В. Свиридов «Песни странника») и философские идеи (Д.Д. Шостакович «Шесть романсов»). Среди песенных жанров более крупного масштаба является кантата «Баллада о мальчике, оставшемся неизвестным» С.С. Прокофьева и поэма-кантата «Киров с нами» Н.Я. Мясковского. Не менее остро тема войны раскрывается в симфонической и инструментальной музыке С.С. Прокофьева, Д.Д. Шостаковича, А.И. Хачатуряна, Н.Я. Мясковского. Симфониям, которые были написаны в военное время, свойственно жёсткое противостояние контрастных образов: добра и зла, мира и войны, фашизма и героического сопротивления. Особое внимание композиторы уделяют жанру марша. Несмотря на трудное положение в стране, культурная составляющая её жизни остаётся одним из важных направлений развития. Период Великой Отечественной войны стал стимулом для создания мировых шедевров в жанрах от песни до масштабных симфонических полотен. При этом песня получила заслуженное признание и стала главным знаменем народа. Вы создаёте информационный стенд для школьного музея, посвящённый музыке военного времени. Опираясь на текст, ответьте, почему песня стала духовным оружием для всего народа?
×
Задание 4
Прочитайте текст. 1941–1945 годы стали трагическими для всего населения. Произведения, созданные в годы войны, наполнены идеей сплочения народа в борьбе с врагом. Композиторы также не могли стоять в стороне от общей проблемы. Об этом свидетельствуют слова Д.Д. Шостаковича: «Мы дерёмся за свою культуру, за науку, за искусство, за всё то, что мы создавали и строили. И советский художник никогда не будет стоять в стороне от той исторической схватки, которая сейчас ведётся между культурой и варварством, между светом и тьмой». Музыканты не только помогали людям не падать духом, но и сами защищали Родину физически. Они работали в тылу, дежурили в различных командах и сражались с врагом на фронте. Песня стала духовным оружием для всего народа. Музыка вселяла в солдат уверенность, укрепляла настрой к победе, воодушевляла памятью о мирных и светлых днях. Главной темой всего песенного творчества стала тема защиты Родины. В самом начале войны преобладающими становятся героико-патриотические песни, близкие по звучанию к походно-строевым маршам и гимнам. Таковы «До свиданья, города и хаты» М.И. Блантера, «Песня защитников Москвы» Б.А. Мокроусова и другие, которые воспевали всю смелость и мужественность русского солдата. Гимном боевого духа стала «Священная война» А.В. Александрова. Патриотическим содержанием наполнены «Патриотическая песня», «Заздравная песня о Родине» Д.Д. Шостаковича, «Гвардейский марш», «Слава нашей Отчизне!» А.И. Хачатуряна. Но военная тематика была не единственной, композиторов привлекала лирика (Г.В. Свиридов «Песни странника») и философские идеи (Д.Д. Шостакович «Шесть романсов»). Среди песенных жанров более крупного масштаба является кантата «Баллада о мальчике, оставшемся неизвестным» С.С. Прокофьева и поэма-кантата «Киров с нами» Н.Я. Мясковского. Не менее остро тема войны раскрывается в симфонической и инструментальной музыке С.С. Прокофьева, Д.Д. Шостаковича, А.И. Хачатуряна, Н.Я. Мясковского. Симфониям, которые были написаны в военное время, свойственно жёсткое противостояние контрастных образов: добра и зла, мира и войны, фашизма и героического сопротивления. Особое внимание композиторы уделяют жанру марша. Несмотря на трудное положение в стране, культурная составляющая её жизни остаётся одним из важных направлений развития. Период Великой Отечественной войны стал стимулом для создания мировых шедевров в жанрах от песни до масштабных симфонических полотен. При этом песня получила заслуженное признание и стала главным знаменем народа. Современному человеку приходится сталкиваться и преодолевать жизненные трудности. Проанализируйте представленный текст и определите, какие качества необходимы человеку, чтобы справится с тяжёлыми жизненными трудностями и испытаниями.
×
Задание 5
Прочитайте текст и выполните задание. 1941–1945 годы стали трагическими для всего населения. Произведения, созданные в годы войны, наполнены идеей сплочения народа в борьбе с врагом. Композиторы также не могли стоять в стороне от общей проблемы. Об этом свидетельствуют слова Д.Д. Шостаковича: «Мы дерёмся за свою культуру, за науку, за искусство, за всё то, что мы создавали и строили. И советский художник никогда не будет стоять в стороне от той исторической схватки, которая сейчас ведётся между культурой и варварством, между светом и тьмой». Музыканты не только помогали людям не падать духом, но и сами защищали Родину физически. Они работали в тылу, дежурили в различных командах и сражались с врагом на фронте. Песня стала духовным оружием для всего народа. Музыка вселяла в солдат уверенность, укрепляла настрой к победе, воодушевляла памятью о мирных и светлых днях. Главной темой всего песенного творчества стала тема защиты Родины. В самом начале войны преобладающими становятся героико-патриотические песни, близкие по звучанию к походно-строевым маршам и гимнам. Таковы «До свиданья, города и хаты» М.И. Блантера, «Песня защитников Москвы» Б.А. Мокроусова и другие, которые воспевали всю смелость и мужественность русского солдата. Гимном боевого духа стала «Священная война» А.В. Александрова. Патриотическим содержанием наполнены «Патриотическая песня», «Заздравная песня о Родине» Д.Д. Шостаковича, «Гвардейский марш», «Слава нашей Отчизне!» А.И. Хачатуряна. Но военная тематика была не единственной, композиторов привлекала лирика (Г.В. Свиридов «Песни странника») и философские идеи (Д.Д. Шостакович «Шесть романсов»). Среди песенных жанров более крупного масштаба является кантата «Баллада о мальчике, оставшемся неизвестным» С.С. Прокофьева и поэма-кантата «Киров с нами» Н.Я. Мясковского. Не менее остро тема войны раскрывается в симфонической и инструментальной музыке С.С. Прокофьева, Д.Д. Шостаковича, А.И. Хачатуряна, Н.Я. Мясковского. Симфониям, которые были написаны в военное время, свойственно жёсткое противостояние контрастных образов: добра и зла, мира и войны, фашизма и героического сопротивления. Особое внимание композиторы уделяют жанру марша. Несмотря на трудное положение в стране, культурная составляющая её жизни остаётся одним из важных направлений развития. Период Великой Отечественной войны стал стимулом для создания мировых шедевров в жанрах от песни до масштабных симфонических полотен. При этом песня получила заслуженное признание и стала главным знаменем народа. Вы создаёте информационный стенд для школьного музея, в котором необходимо рассказать о произведениях военного времени в творчестве композиторов. Сопоставьте фамилии композиторов с их музыкальными произведениями для своего проекта.
×
Задание 6
Прочитайте тексты. Текст 1. День народного единства 4 ноября (26 октября по старому стилю) – государственный праздник Российской Федерации, введённый в 2005 году. Это день освобождения Москвы от польских интервентов, который отмечался как праздник с середины XVII века. Героями освобождения русских земель от польских интервентов стали предводители народного ополчения Минин и Пожарский. Памятник Минину и Пожарскому, созданный Иваном Мартосом, расположен перед собором Василия Блаженного на Красной площади в Москве. Первоначально памятник планировалось установить в 1812 году, к 200-летию героических событий, однако этому помешала война. В 1818 году на деньги, собранные народом в Нижнем Новгороде, на родине Минина, памятник был установлен. Скульптор изобразил момент, когда Кузьма Минин, указывая рукой на Москву, вручает князю Пожарскому старинный меч и призывает его встать во главе русского войска. Опираясь на щит, раненый воевода приподнимается со своего ложа, что символизирует пробуждение народного самосознания в трудный для Отечества час. Текст 2. В Нижнем Новгороде жил рассудительный и предприимчивый купец Кузьма Минин. В это время русская земля уже много лет страдала от нашествия поляков и войн со шведами. Сокращалась торговля, иностранные купцы перестали приезжать в Московское государство. Минин готов был идти на любые жертвы и ждал такой же самоотверженности от своих земляков. Он уговаривал нижегородских жителей отдать третью часть своего имущества для организации похода на Москву. Нижегородцы осадили Кремль и изгнали поляков из Москвы. Памятник этим славным русским героям находится в центре Москвы, на Красной площади. Какой общей идеей объединены тексты?
×
Задание 7
Прочитайте тексты. Текст 1. День народного единства 4 ноября (26 октября по старому стилю) – государственный праздник Российской Федерации, введённый в 2005 году. Это день освобождения Москвы от польских интервентов, который отмечался как праздник с середины XVII века. Героями освобождения русских земель от польских интервентов стали предводители народного ополчения Минин и Пожарский. Памятник Минину и Пожарскому, созданный Иваном Мартосом, расположен перед собором Василия Блаженного на Красной площади в Москве. Первоначально памятник планировалось установить в 1812 году, к 200-летию героических событий, однако этому помешала война. В 1818 году на деньги, собранные народом в Нижнем Новгороде, на родине Минина, памятник был установлен. Скульптор изобразил момент, когда Кузьма Минин, указывая рукой на Москву, вручает князю Пожарскому старинный меч и призывает его встать во главе русского войска. Опираясь на щит, раненый воевода приподнимается со своего ложа, что символизирует пробуждение народного самосознания в трудный для Отечества час. Текст 2. В Нижнем Новгороде жил рассудительный и предприимчивый купец Кузьма Минин. В это время русская земля уже много лет страдала от нашествия поляков и войн со шведами. Сокращалась торговля, иностранные купцы перестали приезжать в Московское государство. Минин готов был идти на любые жертвы и ждал такой же самоотверженности от своих земляков. Он уговаривал нижегородских жителей отдать третью часть своего имущества для организации похода на Москву. Нижегородцы осадили Кремль и изгнали поляков из Москвы. Памятник этим славным русским героям находится в центре Москвы, на Красной площади. Вы создаёте информационный стенд, посвящённый историческим местам для школьного музея. Для этого расположите события в хронологическом порядке, опираясь на текст.
×
Задание 8
Прочитайте тексты. Текст 1. День народного единства 4 ноября (26 октября по старому стилю) – государственный праздник Российской Федерации, введённый в 2005 году. Это день освобождения Москвы от польских интервентов, который отмечался как праздник с середины XVII века. Героями освобождения русских земель от польских интервентов стали предводители народного ополчения Минин и Пожарский. Памятник Минину и Пожарскому, созданный Иваном Мартосом, расположен перед собором Василия Блаженного на Красной площади в Москве. Первоначально памятник планировалось установить в 1812 году, к 200-летию героических событий, однако этому помешала война. В 1818 году на деньги, собранные народом в Нижнем Новгороде, на родине Минина, памятник был установлен. Скульптор изобразил момент, когда Кузьма Минин, указывая рукой на Москву, вручает князю Пожарскому старинный меч и призывает его встать во главе русского войска. Опираясь на щит, раненый воевода приподнимается со своего ложа, что символизирует пробуждение народного самосознания в трудный для Отечества час. Текст 2. В Нижнем Новгороде жил рассудительный и предприимчивый купец Кузьма Минин. В это время русская земля уже много лет страдала от нашествия поляков и войн со шведами. Сокращалась торговля, иностранные купцы перестали приезжать в Московское государство. Минин готов был идти на любые жертвы и ждал такой же самоотверженности от своих земляков. Он уговаривал нижегородских жителей отдать третью часть своего имущества для организации похода на Москву. Нижегородцы осадили Кремль и изгнали поляков из Москвы. Памятник этим славным русским героям находится в центре Москвы, на Красной площади. Национальные герои – люди, которые совершили подвиг во имя Отечества. Но смогли бы они совершить подвиг, если бы не верили в силу своего народа? Минин ждал самоотверженности от земляков. Как вы понимаете значение слова «самоотверженность»?
×
Задание 9
Вас пригласили на музыкальный спектакль, в котором отражаются события, описанные в текстах. Текст 1. День народного единства 4 ноября (26 октября по старому стилю) – государственный праздник Российской Федерации, введённый в 2005 году. Это день освобождения Москвы от польских интервентов, который отмечался как праздник с середины XVII века. Героями освобождения русских земель от польских интервентов стали предводители народного ополчения Минин и Пожарский. Памятник Минину и Пожарскому, созданный Иваном Мартосом, расположен перед собором Василия Блаженного на Красной площади в Москве. Первоначально памятник планировалось установить в 1812 году, к 200-летию героических событий, однако этому помешала война. В 1818 году на деньги, собранные народом в Нижнем Новгороде, на родине Минина, памятник был установлен. Скульптор изобразил момент, когда Кузьма Минин, указывая рукой на Москву, вручает князю Пожарскому старинный меч и призывает его встать во главе русского войска. Опираясь на щит, раненый воевода приподнимается со своего ложа, что символизирует пробуждение народного самосознания в трудный для Отечества час. Текст 2. В Нижнем Новгороде жил рассудительный и предприимчивый купец Кузьма Минин. В это время русская земля уже много лет страдала от нашествия поляков и войн со шведами. Сокращалась торговля, иностранные купцы перестали приезжать в Московское государство. Минин готов был идти на любые жертвы и ждал такой же самоотверженности от своих земляков. Он уговаривал нижегородских жителей отдать третью часть своего имущества для организации похода на Москву. Нижегородцы осадили Кремль и изгнали поляков из Москвы. Памятник этим славным русским героям находится в центре Москвы, на Красной площади. Опираясь на информацию из текстов, определите название музыкального произведения, которое вам предстоит услышать.
×
Задание 10
Прочитайте текст и ответьте на вопрос. 1941–1945 годы стали трагическими для всего населения. Произведения, созданные в годы войны, наполнены идеей сплочения народа в борьбе с врагом. Композиторы также не могли стоять в стороне от общей проблемы. Об этом свидетельствуют слова Д.Д. Шостаковича: «Мы дерёмся за свою культуру, за науку, за искусство, за всё то, что мы создавали и строили. И советский художник никогда не будет стоять в стороне от той исторической схватки, которая сейчас ведётся между культурой и варварством, между светом и тьмой». Музыканты не только помогали людям не падать духом, но и сами защищали Родину физически. Они работали в тылу, дежурили в различных командах и сражались с врагом на фронте. Песня стала духовным оружием для всего народа. Музыка вселяла в солдат уверенность, укрепляла настрой к победе, воодушевляла памятью о мирных и светлых днях. Главной темой всего песенного творчества стала тема защиты Родины. В самом начале войны преобладающими становятся героико-патриотические песни, близкие по звучанию к походно-строевым маршам и гимнам. Таковы «До свиданья, города и хаты» М.И. Блантера, «Песня защитников Москвы» Б.А. Мокроусова и другие, которые воспевали всю смелость и мужественность русского солдата. Гимном боевого духа стала «Священная война» А.В. Александрова. Патриотическим содержанием наполнены «Патриотическая песня», «Заздравная песня о Родине» Д.Д. Шостаковича, «Гвардейский марш», «Слава нашей Отчизне!» А.И. Хачатуряна. Но военная тематика была не единственной, композиторов привлекала лирика (Г.В. Свиридов «Песни странника») и философские идеи (Д.Д. Шостакович Шесть романсов). Среди песенных жанров более крупного масштаба является кантата «Баллада о мальчике, оставшемся неизвестным» С.С. Прокофьева и поэма-кантата «Киров с нами» Н.Я. Мясковского. Не менее остро тема войны раскрывается в симфонической и инструментальной музыке С.С. Прокофьева, Д.Д. Шостаковича, А.И. Хачатуряна, Н.Я. Мясковского. Симфониям, которые были написаны в военное время, свойственно жёсткое противостояние контрастных образов: добра и зла, мира и войны, фашизма и героического сопротивления. Особое внимание композиторы уделяют жанру марша. Несмотря на трудное положение в стране, культурная составляющая её жизни остаётся одним из важных направлений развития. Период Великой Отечественной войны стал стимулом для создания мировых шедевров в жанрах от песни до масштабных симфонических полотен. При этом песня получила заслуженное признание и стала главным знаменем народа. Вы создаёте информационный стенд для школьного музея, посвящённый музыке военного времени. Как вы думаете, необходимо ли сохранять свою культуру во все времена и эпохи? Аргументируйте свою точку зрения. Критерии оценивания. При оценивании задания открытого типа учитываются следующие составляющие: логичность 0–5 баллов, последовательность 0–5 баллов, структурированность 0–5 баллов, связность изложения 0–5 баллов, смысловое наполнение 0–5 баллов.
