FreeCDZ

Задание ЕГЭ № 1. Вариант 1

×

Задание 1

Самостоятельно подберите производный предлог, который должен стоять на месте пропуска в четвёртом (4) абзаце текста. Запишите этот предлог без пробелов. Экспедиции прибывают в Антарктиду на кораблях. Поэтому тут хорошо прижились морские слова: "камбуз", "аврал", "кают-компания"… В кают-компании Мирного, а если просто – в столовой, собрали всех новичков, и начальник станции сказал: – У нас тут маленький коммунизм. Денег нет. Еды – сколько хочешь. Работы тоже навалом. Одним словом, так: от каждого по способности… < …> техники безопасности. Надо беречься трещин. Ну, а самое главное – это чтоб пузыри не пускать – тоска там по дому и прочее. Чтоб этого не было! Смелость нужна. Осторожность тоже нужна. Вот рядом трещины. Не то что человек – трактор нырнёт, как будто и не было трактора. Туда – ни шагу! Особо корреспондентов предупреждаю. Если кому не терпится поглядеть – скажи. Возьмём верёвку, шесты – как положено. Ну, что ещё?.. Надо остерегаться солнца, особенно губы сгорают. И глаза прячьте. Без тёмных очков нельзя… После такой беседы мы поняли: покорять Антарктиду трудно, но можно. Сразу захотелось поглядеть на эти глубокие трещины. Они действительно рядом. Толщина льда – метров тридцать, и во льду трещины. У края прозрачный голубой лёд. Глубже лёд становится тёмно-синим, а в самой глубине – чернота. Столкнули пустую бочку. Замирающий гул, а потом жуткая тишина. Даже с верёвкой и шестами это место лучше всё-таки обходить. Трещину присыпало снегом – настоящее минное поле. (По В. Пескову)

×

Задание 2

Самостоятельно подберите вводное слово, которое должно стоять на месте пропуска во втором (2) абзаце текста. Запишите это вводное слово. Использование частей тела в качестве опоры для счёта типично для многих языков. Однокоренными для числительного "пять" часто являются слова, обозначающие руку, ладонь или кулак. Так, русское слово пять этимологически родственно слову пясть, которое в древнерусском языке обозначало "кисть руки, кулак". В языках телефоль и оксапмин в Папуа – Новой Гвинее используется двадцатисемеричная система счёта. Счёт начинается с большого пальца правой руки, последовательно пересчитываются все пальцы, запястье, нижняя часть руки, плечо, шея, ухо, глаз, так мы доходим до носа – это четырнадцать. А дальше счёт продолжается сверху вниз. < …>, локоть на правой руке символизирует "восемь", а с каким числительным связан локоть на левой руке? Ориентируясь на привычную нам систему симметричных координат, мы бы сказали: "Раз это восемь, то прибавляем ещё восемь, потому что это симметричный орган, и ещё единицу, потому что нос – это непарный орган, который является вершиной счёта, получаем 17". Но в языке оксапмин по правой руке счёт ведётся снизу вверх, а по левой – сверху вниз. Получается, что локоть левой руки – это обозначение числительного "двадцать". А теперь представим, что рыбак, говорящий на языке оксапмин, возвращается с рыбалки, жена его спрашивает: "Сколько рыбы ты сегодня наловил?" Он в ответ показывает ей большой палец левой руки. Сколько это будет? Наиболее вероятным ответом для нас будет двадцать семь, так как мы рассуждали бы следующим образом: если счёт начинается с большого пальца, то большим пальцем он должен и заканчиваться. Но в языке оксапмин счёт начинается с большого пальца правой руки, а заканчивается мизинцем на левой руке. Следующий круг счёта идёт в обратную сторону, то есть продолжается по левой стороне и затем переходит на правую сторону, поэтому одна и та же часть тела каждый раз обозначает разное количество. (По Н. Кошкарёвой)

×

Задание 3

Самостоятельно подберите вводное слово, которое должно стоять на месте пропуска в начале четвёртого (4) абзаца текста. Запишите это вводное слово без пробелов. Будучи явлением календарной словесности, святочный рассказ крепко связан со своими праздниками, их культурным обиходом и идейной проблематикой, что препятствует изменениям в нём, его развитию, как того требуют литературные нормы нового времени. Перед автором имеется некоторый "склад" персонажей и заданный набор сюжетных ходов, которые и используются им более или менее виртуозно, в зависимости от его комбинаторных способностей. Литературный жанр святочного рассказа живёт по законам фольклорной и ритуальной "эстетики тождества", ориентируясь на канон и штамп – устойчивый комплекс стилистических, сюжетных и тематических элементов, переход которых из текста в текст не только не вызывает раздражения у читателя, но доставляет ему удовольствие. Изучение таких рассказов необходимо по ряду причин. < …>, они непосредственно и зримо, ввиду обнажённости приёмов, демонстрируют способы усвоения литературой фольклорных сюжетов. Уже являясь литературой, но продолжая при этом выполнять функцию фольклора, состоящую в воздействии на читателя всей атмосферой своего художественного мира, построенного на мифологических представлениях, такие рассказы занимают промежуточное положение между устной и письменной традицией. Во-вторых, такие рассказы составляют тот литературный массив, который называется массовой беллетристикой. Они служили основным и постоянным "чтивом" русского рядового читателя, который на них воспитывался и формировал свой художественный вкус. И наконец, в-третьих, святочные рассказы представляют собой образцы почти совсем не изученной календарной словесности – особого рода текстов, потребление которых приурочивается к определённому календарному времени, когда только и оказывается возможным их, так сказать, терапевтическое воздействие на читателя. (По Е. Душечкиной)

×

Задание 4

Самостоятельно подберите указательное местоименное наречие, которое должно стоять на месте пропуска в начале третьей (3) строфы. Запишите это наречие. Сегодня утром после чая, Воспользовавшись мёрзлым днём, "Онегина" – я, не скучая, Читал с подъёмом и огнём. О, читанные многократно Страницы, юности друзья! Вы, как бывало, ароматны! Взволнован так же вами я! < …> что ни строчка – то эпиграф! О, века прошлого простор! Я современности, как тигров, Уже боюсь с недавних пор… (И. Северянин. После "Онегина")

×

Задание 5

Самостоятельно подберите наречие, которое должно стоять на месте пропуска в тексте. Запишите это наречие. Забота скрепляет отношения между людьми. Скрепляет семью, скрепляет дружбу, скрепляет односельчан, жителей одного города, одной страны. Проследите жизнь человека. Человек рождается, и первая забота о нём – матери; постепенно (уже через несколько дней) вступает в непосредственную связь с ребёнком забота о нём отца (до рождения ребёнка забота о нём уже была, но была до известной степени "абстрактной" – к появлению ребёнка родители готовились, мечтали о нём). Чувство заботы о другом появляется очень рано, особенно у девочек. Девочка < …> не говорит, но уже пытается заботиться о кукле, нянчит её. Мальчики, совсем маленькие, любят собирать грибы, ловить рыбу. Ягоды, грибы любят собирать и девочки. И ведь собирают они не только для себя, а на всю семью. Несут домой, заготавливают на зиму. Постепенно дети становятся объектами всё более высокой заботы и сами начинают проявлять заботу настоящую и широкую – не только о семье, но и о школе, о своём селе, городе и стране… Забота ширится и становится всё более альтруистичной. За заботу о себе дети платят заботой о стариках-родителях, когда они уже ничем не могут отплатить за заботу детей. И эта забота о стариках, а потом и о памяти скончавшихся родителей как бы сливается с заботой об исторической памяти семьи и родины в целом. Если забота направлена только на себя, то вырастает эгоист. Забота объединяет людей, крепит память о прошлом и направлена целиком на будущее. Это не само чувство – это конкретное проявление чувства любви, дружбы, патриотизма. Человек должен быть заботлив. Незаботливый или беззаботный человек, скорее всего, человек недобрый и не любящий никого. (По книге Д. Лихачёва "Письма о добром и прекрасном")

×

Задание 6

Самостоятельно подберите производный предлог, который должен стоять на месте пропуска во втором (2) абзаце текста. Запишите этот предлог без пробелов. Я слушал проповеди из открытого окна чулана, выходившего во двор. Вот что он проповедовал однажды: – Скажи мне, как человек добывает свою кукурузную лепёшку, и я скажу тебе, как он смотрит на жизнь. Я никогда не мог забыть об этом. Запечатлелось на всю жизнь. По милости моей матери. След остался не в памяти, а на кое-каком другом месте. Она тихонько вошла, когда я был увлечён проповедью, – и я не заметил её. Мысль философа сводилась к тому, что у человека нет независимости и он не может позволить себе лишиться хлеба насущного из-за своих взглядов. Для того чтобы преуспевать, он должен слиться с большинством; в серьёзных вопросах – таких, как политика и религия, он должен думать и чувствовать, как все вокруг, иначе пострадают его положение и благополучие. Он должен думать обо всём с точки зрения Кукурузной Лепёшки – по крайней мере внешне. Он должен заимствовать свои взгляды у других, он не должен додумываться до всего самостоятельно и иметь собственную точку зрения. Я думаю, что в основном Джерри был прав, но мне кажется, что он не довёл свою мысль до конца. Он полагал, что человек приспосабливается к взглядам окружающего большинства умышленно и по расчёту. Это бывает, но не как правило. Он полагал, что возможен оригинальный, самобытный взгляд, хладнокровно продуманный человеком < …> тщательного анализа фактов, причём голос сердца не имеет значения и ничто не влияет на решение присяжных, то бишь разума. Может быть, такой взгляд где-нибудь когда-нибудь и возник, но, по-видимому, он улетучился прежде, чем его успели изловить, превратить в чучело и выставить в музее. Я убеждён, что объективно продуманное и независимое суждение о моде в одежде, поведении, литературе, политике или любой другой области, попадающей в наше поле зрения, встречается крайне редко, если оно вообще существует. (По М. Твену)

×

Задание 7

Самостоятельно подберите вопросительное местоименное наречие, которое должно стоять на месте пропуска в первом (1) абзаце текста. Запишите это местоименное наречие. Я проснулся утром и сразу подумал, что заболел. Не почувствовал, а именно подумал. Мысль была точно такой же, как когда просыпаешься в первый день каникул, которых ты так ждал… Вот просыпаешься и думаешь: "А почему мне не весело, почему я не рад, < …> счастье, которого я так ждал?… Наверное, я заболел!.." Я проснулся, как будто меня включили. Я не вздрогнул, не потянулся, не издал никакого звука, я просто открыл глаза. Точнее один глаз, другой был прижат к подушке. Ещё я стал слышать. И я увидел и услышал… Увидел край подушки, ткань наволочки, близко-близко к открытому глазу. Подушка была едва освещена синеватым светом. Было рано, и была зима. Вообще-то было ещё совсем темно, но в окно падал обычный городской синеватый утренний свет – смесь света белых уличных фонарей и уже зажжённых жёлтых окон дома напротив и… моего дома. Почему-то эта смесь всегда синеватая; вечером она приятная, а утром… невыносимая. Я услышал много звуков. Это звучал город. Огромный город. Я слышал, конечно, не весь город, и это были не звуки какого-то "городского пульса" или что-то в этом роде. И это были звуки даже не просыпающегося города, город давно уже проснулся… Я слышал, как люди, живущие в моём доме, покидают его… Они шли на работу или влекли куда-то своих детей: звуки шагов по лестницам, гудение лифта, поминутно повторяющийся стон и стук входной двери подъезда. Я слышал, как с задержкой и как бы безнадёжно махнув рукой на всё, заводились во дворе автомобили. А фоном всему этому, там… чуть дальше… там, звучал проспект. (По Е. Гришковцу)

×

Задание 8

Самостоятельно подберите указательное местоимение, которое должно стоять на месте пропуска в тексте. Запишите это местоимение. Утром долго не светало. Проснувшись в своей комнате, музыкант-пенсионер услышал пение вьюги за окном. Морозный, жёсткий снег нёсся по переулку и застилал дневной свет. На оконное стекло ещё ночью, во тьме, легли замороженные леса и цветы неизвестной волшебной страны. Старик стал любоваться этой воодушевлённой игрою природы, точно природа тоже томилась по лучшему счастью, подобно человеку и музыке. В < …> дни музыкант сидел дома, и его единственным утешением было смотреть на замороженное оконное стекло, где складывалась и разрушалась в тишине картина заросшей, волшебной страны, населённой, вероятно, одними поющими птицами. Идти играть на Тверской бульвар сегодня уже не придётся. Сегодня поёт буря, и звуки скрипки будут слишком слабы. Всё же старик под вечер оделся в пальто, обвязал себе голову и шею шалью, накрошил хлеба в карман и вышел наружу. С трудом, задыхаясь от затвердевшего холода и ветра, музыкант пошёл по своему переулку к Тверскому бульвару. Безлюдно скрежетали обледенелые ветви деревьев на бульваре, и сам памятник уныло шелестел от трущегося по нему летящего снега. Всё равно музыкант оставил на ступени свой хлеб и видел, как он исчез в сумраке бури. Вечером музыкант сидел дома один; он играл на своей скрипке, но некому было его слушать, и мелодия звучала плохо в пустоте комнаты, она трогала лишь одну-единственную душу скрипача… Он перестал играть. На улице шёл поток урагана, – худо, наверно, теперь воробьям. Старик подошёл к окну и послушал силу бури сквозь замороженное стекло. Неужели седой воробей и сейчас не побоится прилететь к памятнику Пушкина, чтобы поесть хлеба из футляра? (По А. Платонову)

×

Задание 9

Самостоятельно подберите подчинительный союз, который должен стоять на месте пропуска во втором (2) абзаце текста. Запишите этот союз без пробелов. Как же рассказать вам всё-таки о жителях Омеласа? Они вовсе не дети, наивные и безмятежные, – хотя их чада и в самом деле безмятежно счастливы. Они зрелые, страстные, интеллигентные люди, просто в их жизни нет места унынию. Чудо? Вовсе нет, но где же сыскать верные слова, < …> убедить вас в этом? Омелас выходит у меня каким-то сусальным, точно пряничный домик из старинной сказки – помните: "в тридевятом царстве, в тридесятом государстве жили-были…" et cetera. Быть может, чем пытаться угодить на все вкусы, лучше оставить кое-что и на долю вашего собственного воображения? Как, к примеру, обстоит в Омеласе дело с техникой? Полагаю, машин на улицах и вертолётов над головой там быть не должно – это проистекает из того непременного условия, что жители Омеласа счастливы. Счастье же всегда основано на умении различать необходимое, не столь уж необходимое (но безвредное) и избыточное (то есть разрушительное). В среднюю категорию – без чего можно обойтись, но что делает жизнь человека значительно комфортнее – мы могли бы включить (для них, жителей Омеласа) центральное отопление, поезда подземки, стиральные машины, а также все те удивительные устройства, чудеса технологии, что пока нам неведомы, вроде свободно парящих над головой светильников, источников энергии, практически не требующих горючего и не загрязняющих среду, лекарств против насморка – и прочее в том же роде. А может, ничего этого у жителей Омеласа нет и в помине – неважно. Как вам больше глянется. Что же до меня, то представляется, будто жители окрестных поселений съезжались на фестиваль в Омеласе заблаговременно на небольших, но весьма быстроходных поездах и двухъярусных трамваях, а здание вокзала – одно из самых великолепных в городе, хотя и поскромнее величественных куполов Центрального рынка. И всё же опасаюсь, что нарисованная картинка, несмотря на включение в неё железной дороги, кое-кому из вас пока ещё не представляется достоверной. (По У. Ле Гуин)

×

Задание 10

Самостоятельно подберите неопределённое местоимение, которое должно стоять на месте пропуска в третьем (3) абзаце текста. Запишите это местоимение. Международная выставка-форум "Россия" посвящена важнейшим достижениям страны. У России богатая история и огромные перспективы. Прямо сейчас наши учёные совершают прорывные открытия, наше образование обеспечивает передовое развитие страны в будущем. Но важно бережно хранить традиции, поэтому в России создают новые туристические маршруты по знаковым местам, чтобы по-настоящему раскрыть самобытный исторический путь родной страны. Как говорят организаторы выставки, всё это сделано, чтобы россияне знали, в какой интересной, большой, красочной и многонациональной стране они живут. Обойти все достояния России удастся самым настойчивым и спортивным. Огромная территория выставки, большие павильоны ВДНХ – пространство новых технологий. Организаторы выставки позаботились и о досуге юных посетителей. Дети учатся рисовать мультфильмы, обнимаются с медведями и тиграми, < …> даже пробуют доить корову. В павильоне "Мир цифры" много активностей для творческих молодых людей. Они могут попробовать приложение "Кубокот". Это развивающие игры для детей, придуманные разработчиками Национальной Медиа Группы. А на экранах с технологией дипфейк можно стать героем любого сериала или звездой любимого телеканала. Так, Настя решила перевоплотиться в Александра Рогова. А Анжелика – станцевать с Елизаветой Арзамасовой. – А мне понравилось в павильоне "Роснефть", – рассказал 14-летний Михаил Крючков. – Там было и вкусно, и интересно. Ты будто попадаешь на заправку. С одной стороны, можно узнать информацию про нефть и её производные, а если хочешь перекусить, здесь тебе сделают вкусный хот-дог. (По материалам Интернета)