Задание ЕГЭ № 1. Вариант 2
×
Задание 1
Самостоятельно подберите частицу, которая должна стоять в тексте. Запишите эту частицу. Детские мечты редко сбываются. Хочешь стать дворником, a становишься академиком. Хочешь вставать раньше всех, вдыхать чистую прохладу рассвета, шурша гнать метлой осенние листья, поливать асфальт из шланга, собирать всякие интересные вещи, потерянные накануне прохожими, здороваться с идущими на работу жильцами − все тебя знают, все улыбаются, и никакое тебе начальство не страшно, их много, a дворников не хватает, не понизят тебя никуда, не уволят − самим улицы мести придётся, a вместо этого таскаешься со скрипкой в музыкальную школу, с огромной папкой − в художественную, с портфелем пособий − на курсы английского языка, получаешь взбучки после родительских собраний, маршируешь строем в пионерских лагерях, занимаешься с репетиторами, трясёшься перед выпускными экзаменами, наживаешь неврастению после конкурсных, сессии, курсовые, диплом, распределение, мама в обмороке, папа звонит старым друзьям, женишься, стоишь в очередях, получаешь квартиру, покупаешь мебель, < …> защищаешь кандидатскую, a дети подрастают, и только хочешь, чтобы они были счастливы. И без остановки: начальству нужны статьи, жене − шуба и машина, детям − штаны и велосипеды, потом − карманные деньги и свобода, потом высшее образование, потом им нужны жёны и мужья, a тебе нужна неотложка. Дети разъезжаются по городам, женятся, становятся на ноги, перестают тебе писать, хорошо ещё поздравляют с праздниками, ты становишься дедушкой, выходишь на пенсию и получаешь возможность делать всё, что душе твоей угодно. И получив, наконец, возможность делать всё, что душе моей угодно, я пошёл в ЖЭК и легко устроился дворником. И теперь я встаю раньше всех, вдыхаю чистую прохладу рассвета, шурша гоню метлой осенние листья, и все жильцы знают меня и, идя на работу, здороваются со мной и улыбаются. И я поливаю асфальт из шланга и думаю, неужели мир устроен так, что обязательно надо сделать круг длиною в жизнь, чтобы прийти к тому, чего хотел? Наверное, это неправильно. И вся надежда, что хорошую сивку горки не укатают. (По рассказу М. Веллера "Хочу быть дворником")
×
Задание 2
Самостоятельно подберите подчинительный союз, который должен стоять в тексте. Запишите этот союз. У самого берега лежали два камня − два неразлучных и давних приятеля. Целыми днями грелись они в лучах южного солнца и, казалось, счастливы были, что море шумит в стороне и не нарушает их спокойного и мирного уюта. Но вот однажды, когда разгулялся на море шторм, кончилась дружба двух приятелей: одного из них подхватила забежавшая на берег волна и унесла с собой далеко в море. Другой камень, уцепившись за гнилую корягу, сумел удержаться на берегу и долго не мог прийти в себя от страха. А когда немного успокоился, нашёл себе новых друзей. Это были старые, высохшие и потрескавшиеся от времени комья глины. Они с утра до вечера слушали рассказы Камня о том, < …> он рисковал жизнью, какой подвергался опасности во время шторма. И, ежедневно повторяя им эту историю, Камень в конце концов почувствовал себя героем. Шли годы... Под лучами жаркого солнца Камень и сам растрескался и уже почти ничем не отличался от своих друзей − комьев глины. Но вот набежавшая волна выбросила на берег блестящий Кремень, каких ещё не видали в этих краях. − Здравствуй, дружище! − крикнул он Растрескавшемуся Камню. Старый Камень был удивлён. − Извините, я вас впервые вижу. − Эх, ты! Впервые вижу! Забыл, что ли, сколько лет провели мы вместе на этом берегу, прежде чем меня унесло в море? И он рассказал своему старому другу, что ему пришлось пережить в морской пучине и как всё-таки там было здорово интересно. − Пошли со мной! − предложил Кремень. − Ты увидишь настоящую жизнь, узнаешь настоящие бури. Но его друг, Растрескавшийся Камень, посмотрел на комья глины, которые при слове "бури" готовы были совсем рассыпаться от страха, и сказал: − Нет, это не по мне. Я и здесь прекрасно устроен. − Что ж, как знаешь! − Кремень вскочил на подбежавшую волну и умчался в море. ...Долго молчали все оставшиеся на берегу. Наконец Растрескавшийся Камень сказал: − Повезло ему, вот и зазнался. Разве стоило ради него рисковать жизнью? Где же правда? Где справедливость? И комья глины согласились с ним, что справедливости в жизни нет. (Феликс Кривин "Два камня")
×
Задание 3
Самостоятельно подберите указательную частицу, которая должна стоять на месте пропуска в третьей (3) строфе. Запишите эту частицу. Я повёз ребёнка за сто земель, показать, что пыль, а не карамель на зубах хрустит у людей, и жаль, что у них каждый день из семи − печаль, что они бедны, пока мы богаты, что от горя крыши домов покаты, что не всем − бассейн, палисад и вилла, что судьба кого-то в руках сдавила и никак не вытащить, не помочь. Мы с ребёнком перекантовались ночь в захудалой хижине рыбака. Исколов соломой себе бока, я ворочался долго и встал без сил, по дороге домой у сынка спросил: − Ты увидел, как люди бедны бывают, ноги в пыль дорожную обувают? Сын ответил: − Да. Эта пыль − живая. < …> у нас − собака сторожевая, а у них там целых четыре пса, вот у нас бассейн − а у них есть бухта, я, как только увидел, воскликнул: "Ух ты!", вот у нас сто ламп освещают сад, а у них там звёзды на небесах, во дворе ты маме поставил зонт, чтоб она отдыхала; а горизонт − он такой, что края его не видны даже в самых ярких лучах заката. Папа, как же те рыбаки богаты, папа, я увидел, как мы бедны. И лишился я дара речи, с коня я слез, и увидел, как руки раскинул лес, и услышал, как небо над головой говорит мне, что я — живой. (Стефания Данилова)
×
Задание 4
Самостоятельно подберите определительное местоимение, которое должно стоять в тексте. Запишите это местоимение. При вводе ответа учитывайте различие между буквой "е" и "ё". Несколько шиферных крыш виднелось в глубине острова. Над ними подымался узкий треугольник кирхи с чёрным прямым крестом, врезанным в пасмурное небо. Безлюдным казался каменистый берег. Море на сотни миль вокруг казалось пустынным. Но это не было так. Иногда далеко в море показывался слабый силуэт военного корабля или транспорта. И в ту же минуту бесшумно и легко, как во сне, как в сказке, отходила в сторону одна из гранитных глыб, открывая пещеру. Снизу в пещеру плавно подымались три дальнобойных орудия. Они подымались выше уровня моря, выдвигались вперёд и останавливались. Три ствола чудовищной длины сами собой поворачивались, следуя за неприятельским кораблём, как за магнитом. На толстых стальных срезах, в концентрических желобках блестело тугое зелёное масло. В казематах, выдолбленных глубоко в скале, помещались небольшой гарнизон форта и < …> его хозяйство. В тесной нише, отделённой от кубрика фанерной перегородкой, жили начальник форта и комиссар. Они сидели на койках, вделанных в стену. Их разделял столик. На столике горела электрическая лампочка. Она отражалась беглыми молниями в диске вентилятора. Сухой ветер шевелил ведомости. Карандашик катался по карте, разбитой на квадраты. Это была карта моря. Только что командиру доложили, что в квадрате номер восемь замечен вражеский эсминец. Командир кивнул головой. Простыни слепящего оранжевого огня вылетали из орудий. Три залпа подряд потрясли воду и камень. Воздух туго ударил в уши. С шумом чугунного шара, пущенного по мрамору, снаряды уходили один за другим вдаль. А через несколько минут обратное эхо принесло по воде весть о том, что они разорвались. Командир и комиссар молча смотрели друг на друга. Всё было понято без слов: остров со всех сторон обложен; коммуникации порваны; больше месяца горсточка храбрецов защищает осаждённый форт от беспрерывных атак с моря и воздуха; бомбы с яростным постоянством бьют в скалы; торпедные катера и десантные шлюпки шныряют вокруг; враг хочет взять остров штурмом, но гранитные скалы стоят непоколебимо; тогда враг отступает далеко в море; собравшись с силами и перестроившись, он снова бросается на штурм; он ищет слабое место и не находит его. (По рассказу В. Катаева "Флаг")
×
Задание 5
Самостоятельно подберите указательное местоимение, которое должно стоять в тексте. Запишите это местоимение. Чтение книг развивает мышление, тренирует память и логику. Во время чтения вы мысленно представляете себе героев, фантазируете, устанавливаете логические связи, рассуждаете. Читая классику, устанавливаете связи с современной жизнью. Возможно, находите ответы на собственные вопросы, пополняете свой жизненный опыт. Читая книги, вы развиваете и обогащаете свой словарный запас, что позволяет вам грамотно говорить и формулировать собственные мысли. А при общении с другими людьми это очень важно. Грамотность и эрудиция человека зависит не от его внешности и манер, а от того, что и как он говорит. Эрудированные люди – это сильные и уверенные в себе люди, что сказывается на их самооценке. Психологи при стрессах рекомендуют библиотерапию. В зависимости от психологических проблем, от которых страдает человек, подбирается список необходимой литературы или текстов для чтения с последующим обсуждением. У человека меняется образ мыслей. Он по-другому смотрит на свою проблему, используя книжный опыт. Всё < …> помогает не меньше лекарственных препаратов. Чтение книг формирует в человеке понимание морально-этических норм общества, помогает адаптации человека в окружении других людей. (По Н. Щербаковой)
×
Задание 6
Самостоятельно подберите вводное слово, которое должно стоять в тексте. Запишите это слово. Наши манеры за столом, в обществе, на улице то и дело меняются, но мы не осмысливаем этого; просто мы наблюдаем и подчиняемся. Мы – дети внешних влияний; как правило, мы не думаем, мы только подражаем. Мы не можем изобрести норм, которые остались бы неизменными; то, что ошибочно считается нормой, – всего лишь преходящая мода. < …>, никто не запрещает нам и дальше восхищаться ею, но следовать ей уже нельзя. Мы замечаем это и в литературе. Шекспир – для нас образец, и пятьдесят лет назад писались трагедии, которые невозможно было отличить от... если не от шекспировских, то от десятков других трагедий; но сейчас так больше не пишут. Три четверти века назад нормами нашей прозы считались витиеватость и многословие; какие-то авторитеты изменили их в сторону сжатости и простоты, и все подчинились, не возражая. Внезапно появляются исторические романы и заполоняют всю страну; все, кому не лень, пишут их, и нация в восторге. Исторические романы существовали и раньше, но никто не читал их, и все мы приспособились к этому, не рассуждая. Теперь мы приспосабливаемся по-другому – опять-таки потому, что так поступают все. Мы постоянно находимся в сфере внешних воздействий, подчиняемся их приказаниям и принимаем их приговоры. Смитам нравится новая пьеса, Джонсы идут смотреть её и повторяют приговор Смитов. В вопросах морали, религии, политики люди держатся тех или иных взглядов не потому, что изучали предмет и думали, а исключительно под влиянием настроения. Прежде всего, в любое время и при любых обстоятельствах своей жизни, совершая любой поступок, человек обязан и будет одобрять самого себя, а если он тут же пожалеет о содеянном, то только для того, чтобы вновь одобрить самого себя; однако, в основном, самоодобрение в большинстве важных вопросов ведёт начало от одобрения окружающих, а не от детального рассмотрения данного предмета. Подводя итоги, можно сказать, что нет другой точки зрения, кроме точки зрения Кукурузной Лепёшки. И, в широком смысле, Кукурузная Лепёшка – и есть самоодобрение. Оно в основном достигается через одобрение других. Результат этого – приспособление. Иногда приспособление бывает вызвано корыстными деловыми интересами, интересами куска хлеба с маслом, но я считаю, что это случается не всегда. Я думаю, что в большинстве случаев оно бессознательно и непредумышленно и рождается из естественного стремления человека снискать расположение окружающих, их поощрение и похвалу, – стремления, обычно столь сильного и настойчивого, что противиться ему невозможно и оно обязательно одержит верх. (По статье Марка Твена "С точки зрения кукурузной лепёшки")
×
Задание 7
Самостоятельно подберите местоименное наречие, которое должно стоять в конце первого (1) абзаца текста. Запишите это наречие. Студент был с большим, ровным носом, весь как будто деревянный, прямоугольный, высокий, носил длинный широкоплечий сюртук тёмно-зелёного сукна, узкие (совсем военные) панталоны со штрипками, щегольские николаевские ботинки. Студент был постоянным гостем, своим человеком во многих богатых гостиных, – всегда оживлённый, готовый на любезность, на услугу, тело держащий в постоянном наклоне вперёд, сияющий гладким пробором. Студент появлялся на первых представлениях, в театрах, а после них у Кюба, на "ты" сошёлся – и так незаметно, просто – кое с кем из золотой молодёжи, бывающей < …>... А дальше оказалось, что живёт студент в комнате удивительно узкой и длинной, притом такой холодной, что даже по воздуху в ней видно было, как она холодна. Между двойными рамами её единственного окна лежал толстый вал дымчатой, дешёвой ваты, но это тепла не прибавляло. Зато порядок царил во всём редкий: на полу ни пушинки, железная койка прикрыта серым жёстким одеялом без единой складки, лекции и книги – между ними французский самоучитель Туссэна – лежат на столике с полнейшим соблюдением симметрии, заветный широкоплечий сюртук, распяленный на деревянной распорке, висит на стене за чистой простынёю, николаевские ботинки блещут под ним на колодках... И был студент дома вовсе не такой, как в свете, в гостиных: приветлив, но сух, серьёзно-грустен. И всё поглядывал куда-то в своё холодное окно. За окном же, с семиэтажной высоты, было далеко видно: плоско белели бесконечные снежные пустыни, – нечто столь скучное, ненужное, что возможно только возле Петербурга. (По рассказу И. Бунина "Молодость")
×
Задание 8
Самостоятельно подберите притяжательное местоимение, которое должно стоять в тексте. Запишите это местоимение. Последний день июня месяца; на тысячу вёрст кругом Россия – родной край. Ровной синевой залито всё небо; одно лишь облачко на нём – не то плывёт, не то тает. Безветрие, теплынь... воздух – молоко парное! Жаворонки звенят; воркуют зобастые голуби; молча реют ласточки; лошади фыркают и жуют; собаки не лают и стоят, смирно повиливая хвостами. И дымком-то пахнет, и травой – и дёгтем маленько – и маленько кожей. Конопляники уже вошли в силу и пускают < …> тяжёлый, но приятный дух. Я лежу у самого края оврага на разостланной попоне; кругом целые вороха только что скошенного, до истомы душистого сена. Догадливые хозяева разбросали сено перед избами: пусть ещё немного посохнет на припёке, а там и в сарай! То-то будет спать на нём славно! Передо мной стоит старуха-хозяйка в новой клетчатой понёве. Крупные дутые бусы в три ряда обвились вокруг смуглой худой шеи; седая голова повязана жёлтым платком с красными крапинками; низко навис он над потускневшими глазами. Но приветливо улыбаются старческие глаза; улыбается всё морщинистое лицо. Чай, седьмой десяток доживает старушка... а и теперь ещё видать: красавица была в своё время! Растопырив загорелые пальцы правой руки, держит она горшок с холодным неснятым молоком, прямо из погреба; стенки горшка покрыты росинками, точно бисером. На ладони левой руки старушка подносит мне большой ломоть ещё тёплого хлеба. "Кушай, мол, на здоровье, заезжий гость!" Петух вдруг закричал и хлопотливо захлопал крыльями; ему в ответ, не спеша, промычал запертой телёнок. – Ай да овёс! – слышится голос моего кучера. О, довольство, покой, избыток русской вольной деревни! О, тишь и благодать! И думается мне: к чему нам тут и крест на куполе Святой Софии в Царь-Граде и всё, чего так добиваемся мы, городские люди? (По стихотворению в прозе И. Тургенева "Деревня")
×
Задание 9
Самостоятельно подберите сочинительный противительный союз, который должен стоять в тексте. Запишите этот союз. Доктор тщательно осматривал пациента средних лет, истощённого продолжительной, тяжёлой болезнью. Приговор ясно был виден в плотно сжатых губах доктора, но он, как добросовестный лжец, терпеливо и аккуратно производил исследование: щупал, выстукивал, смотрел веки, оттягивал кожу рук и, наконец окончательно убедился, что больной безнадёжен. Это привело его в лёгкое раздражение; как медик, он мог теперь только лгать, прописывая ненужные дорогие лекарства, не смея и не имея права сказать прямо: позовите нотариуса. На него смотрели всегда как на человека, обязанного вылечить. Наука, которая воспитала его и, вручив докторский диплом, оставила беспомощным в пяти случаях из десяти, создавалась веками трудов, ошибок, исканий и дерзновений, ореол человеческого разума окружал её, и было обидно и тяжело сказать запросто: "Бросьте лечиться, идите домой и проводите последние дни жизни так хорошо, как только можете". Больной стонал, охал, жаловался и дрожащим, хриплым голосом просил здоровья. Сосредоточенное, серьёзное лицо доктора, с крутыми дугами бровей, металлическим блеском глаз и квадратным, выбритым подбородком, казалось, тщательно хранило секрет спасения, но стоило обещать много денег – и этот, ретиво охраняемый, секрет доктора снова превратит этот скелет в здоровое тело. < …> у доктора никакого секрета не было. (По рассказу А. Грина "Маньяк")
×
Задание 10
Самостоятельно подберите указательное местоимение, которое должно стоять на месте пропуска в тексте. Запишите это местоимение. Жизнь состоит из борьбы и разрешения разного рода противоречий. Полосы удач и неудач, счастья и бед распределяются в ней чересполосно. Поэтому видеть её нужно как чёрно-белую зебру, а не как светленького пони или угольно-чёрного жеребца. Тот, кто < …> знает, относится спокойно к чередованию удач и неудач, понимая, что это естественное течение человеческой жизни, и не впадает в панику при малейшей беде или неудаче. От подобного понимания жизни зависит многое. Для одного плохие обстоятельства – это повод для самоизоляции, для грусти и отчаяния, для другого – стремление превзойти, одолеть несчастья. И например, из одного хилого мальчика может вырасти слабый, завистливый старичок, а из другого – Александр Васильевич Суворов. Скажу тебе больше, и это, может быть, покажется тебе удивительным: сама природа запрограммировала нас так, что мы должны постоянно преодолевать трудности! Нет трудностей, наступает деградация личности. Как должны, обязаны непрерывно тренировать мы свою мускулатуру или внутренние органы, иначе они зачахнут от дисфункции, так должны мы непрестанно тренировать и свою волю преодолением трудностей, перегрузками и постановкой всё более сложных задач, так непрерывно должны тренировать себя преодолением чёрных полос, с щедростью, в избытке предлагаемых нам жизнью-зеброй. Если нет будней, мы перестаём понимать, что такое праздники. Если нет неприятностей, мы отучаемся понимать, что такое приятное. Я ни в коей мере не призываю тебя искусственно создавать трудные обстоятельства, их будет достаточно и без того, нет, я просто хочу внушить тебе, что наличие трудностей – дело естественное, и, напротив, если их длительное время почему-то нет, то ты должен этим всерьёз обеспокоиться. Легко жить нельзя! (По Ю. Андрееву)
