Задание ЕГЭ № 23, вариант 3
×
Задание 1
Какие из высказываний соответствуют содержанию текста? Укажите номера ответов без пробелов и запятых в порядке возрастания. 1. Автор письма не трус и готов жизнью оплатить подарок девочки. 2. Родион долго не писал, так как был контужен. 3. Автор письма не способен совершить какой-либо предосудительный поступок. 4. Отступление наших войск проходит без боёв, без крови. 5. Чтобы стать настоящим мужчиной, не всегда надо доказывать физическую силу, порой важнее испытание силы духа. (1)Воспалённое состояние Поли, а главное, её сбивчивая, двусмысленная речь — всё подсказывало худшие догадки, много страшнее, чем даже плен Родиона или его смертельное ранение. (2)— Да нет же, тут другое совсем, — содрогнулась Поля и, отвернувшись к стенке, вынула из-под подушки смятый, зачитанный треугольничек. (3)Впоследствии Варя стыдилась своих начальных предположений. (4)Хотя редкие транзитные эшелоны не задерживались в Москве, но вокзалы находились поблизости, и Родиону был известен Полин адрес. (5)Конечно, командование могло и не разрешить солдату отлучки из эшелона в Благовещенский тупичок, тогда почему же хоть открытки не черкнул своей-то, любимой-то, проездом в действующую армию?.. (6)Итак, это была его первая фронтовая весточка с более чем двухнедельным запозданием. (7)Во всяком случае, сейчас выяснится, с какими мыслями он отправлялся на войну. (8)Варя нетерпеливо развернула листок, весь проткнутый карандашом, — видно, писалось на колене. (9)Пришлось к лампе подойти, чтобы разобрать тусклые, полузаконченные строки. (10)Варя сразу наткнулась на главное место. (11)«Пожалуй, единственная причина, дорогая моя, почему молчал всё это время, – негде было пристроиться, – кратко, с неожиданной полнотой и прямолинейно, как на исповеди, писал Родион. (12)— Мы всё отступаем пока, день и ночь отступаем, занимаем более выгодные оборонительные рубежи, как говорится в сводках. (13)Я очень болел к тому же, да и теперь не совсем ещё оправился: хуже любой контузии моя болезнь. (14)Самое горькое — то, что сам я вполне здоров, весь целый, нет пока на мне ни единой царапины. (15)Сожги это письмо, тебе одной на всём свете могу я рассказать про это, — Варя перевернула страничку. (16)Происшествие случилось в одной русской деревне, которую наша часть проходила в отступлении. (17)Я шёл последним в роте... а может, и во всей армии последним. (18)Перед нами на дороге встала местная девочка лет девяти, совсем ребёнок, видимо, на школьной скамье приученная любить Красную Армию... (19)Конечно, она не очень разбиралась в стратегической обстановке. (20)Она подбежала к нам с полевыми цветами, и, так случилось, они достались мне. (21)У неё были такие пытливые, вопросительные глаза — на солнце полуденное в тысячу раз легче глядеть, но я заставил себя взять букетик, потому что я не трус, матерью моей клянусь тебе, Поленька, что я не трус. (22)Зажмурился, а принял его у неё, покидаемой на милость врага... (23)С тех пор держу тот засохший веничек постоянно при себе, на теле моём, словно огонь за пазухой ношу, велю его в могилу положить на себя, если что случится. (24)Я-то думал, семь раз кровью обольюсь, прежде чем мужчиной стану, а вот как оно происходит, всухую… и это купель зрелости! — (25)Дальше две строчки попались вовсе неразборчивые. — (26)И не знаю, Поленька, хватит ли всей моей жизни тот подарок оплатить...» (27)— Да, он очень вырос, твой Родион, ты права... — складывая письмо, сказала Варя, потому что при подобном строе мыслей вряд ли этот солдат оказался бы способен на какой-либо предосудительный поступок. (28)Обнявшись, подружки слушали шелест дождя и редкие, затухающие гудки автомашин. (29)Темой беседы служили события истекшего дня: открывшаяся на центральной площади выставка трофейных самолётов, незасыпанная воронка на улице Весёлых, как они уже привыкли её называть в обиходе между собой, Гастелло, чей самозабвенный подвиг прогремел в те дни на всю страну. (По Л.М. Леонову*) * Леонид Максимович Леонов (1899–1994) — русский писатель, общественный деятель.
×
Задание 2
Какие из высказываний соответствуют содержанию текста? Укажите номера ответов (без пробелов в порядке возрастания). 1. Рестораны, вкусная пища, музыка — всё это казалось Скокову земным раем. 2. Герой повествования не выдержал и отправился в ресторан накануне планируемого торжества, так как он давно не ел изысканных блюд и очень скучал по аромату и вкусу такой пищи. 3. Скоков очень дисциплинированно ежемесячно относил в банк почти всю сумму своего жалованья, чтобы за 10 лет накопить около 10 тысяч рублей. 4. Скоков был очень тихим, застенчивым человеком, и он чувствовал себя личностью только тогда, когда он мог позволить себе зайти в ресторан, но у него совсем не было на это денег. 5. Скоков не видел перспектив на своей службе в канцелярии, поэтому решил накопить денег и полностью изменить свою жизнь, чтобы больше никогда не жить в нищете. (1)Когда Скоков пришёл к полному, тысячу раз проверенному убеждению, что такому заурядному, как он, такому незначительному, тихому человеку суждено до конца дней служить в канцелярии на семидесяти пяти рублях жалованья, он наметил для себя в будущем некий торжественный и блестящий скачок. (2)«Скачок» этот заключался в следующем: Скоков решил ровно десять лет быть скупым, жить впроголодь, спать в собачьем углу, но зато, скопив ровно десять тысяч рублей, истратить их до последней копейки в 24 часа на роскошь, еду, напитки, развлечения — с такой же лёгкостью и сознанием силы денег, какие присущи миллионерам. (3)Вознаградив себя таким образом за все лишения и будущего, и прошлого, Скоков рассчитывал ещё получать с этого «капитального» дня проценты: воспоминания. (4)Один сказочный день наслаждений он ставил центром, целью и смыслом жизни. (5)У него не было ничего, он же хотел всего. (6)Несчастье Скокова заключалось в том, что он был наделён огромным пассивным упорством в противовес упорству активному, он мог лишь придержать то, что есть, а бороться было не в его характере. (7)…Итак, 8-го ноября 19… года Скоков положил в банк своё первое накопление: 65 рублей 17 копеек. (8)С небольшими отступлениями от названной цифры сумма эта вносилась каждый месяц в течение десяти лет, и к финальному дню вклад Скокова равнялся девяти тысячам восьмистам двум рублям. (9)Скоков взял пятидневный отпуск. (10)В этот же день он вынул из банка все деньги и запер их в своём крошечном сундуке. (11)А следующий день – канун – Скоков намеревался употребить для приготовлений: оповестить и пригласить сослуживцев, снять ресторанный зал с кабинетами, потревожить портных, цветочные магазины – выполнить всё необходимое кутящему миллионеру. (12)Однако, пока он продумывал всё это, в голове зашевелилась одна мысль. (13)Как примет организм после десятилетнего истинно аскетического образа жизни всё это обилие чувственных восприятий: вкус тонких, жирных, вкусных, преимущественно рыбных и мясных, яств? (14)Напряжённое волнение музыки? (15)Запах и блеск цветов? (16)Скоков сидел на сундуке с деньгами и думал, и понемногу настоящий страх охватил его: то, к чему он привык за десять лет нищеты: чёрный хлеб, тьма и уныние, — могли встать между ним и вожделенными наслаждениями, как спазм. (17)Скоков испугался возможного разочарования. (18)Душа его встрепенулась. (19)Наконец, после долгого колебания, Скоков решил произвести репетицию: коснуться той радужной области наслаждений, которые подготовлял так терпеливо и долго. (20)Взяв из сундука десять рублей, он по привычке бережно сложил бумажку вчетверо, глубоко засунул её в карман, оделся и вышел. (21)От одной мысли, что теперь он свободно и просто может зайти в любой ресторан, как умеющий и любящий пожить человек, сердце его забилось так сильно, как у других бьётся перед свиданием. (22)У освещённых дверей ресторана Скоков остановился, дрожа. (23)Волнуясь, вошёл. (24)Разделся. (25)И, чувствуя себя немного пьяным от света, звуков оркестриона и белизны столового белья, уселся. (26)Подумав, он заказал три блюда: мясное, рыбу и сладкое. (27)Он сознавал, что действует, как во сне. (28)Контраст с прежним образом жизни был колоссален. (29)В течение двух часов он пережил сложный аромат горячего мяса, который был им совершенно забыт, вкус этого мяса, совершенно необыкновенный, поразительный и волшебный; запах и вкус рыбы, тонкая поджаренная корочка которой вызвала слёзы на его глазах, и обаяние десерта… (30)Как оказалось, даже этого было довольно, чтобы после десяти мрачных лет голодания, холода и мечтаний всё это показалось действительно венцом наслаждений. (31)Заснул Скоков счастливым как никогда. (32)…Утром он вспомнил всё, что было вчера, вспомнил, как собирался прожить сутки миллионером, и горько заплакал. (33)Ему жаль было этих десяти лет, ведь в них он мог получить то несложное счастье, о котором думал так много и представлял его земным раем. (По А.С. Грину)
×
Задание 3
Какие из высказываний соответствуют содержанию текста? Укажите номера ответов (без пробелов в порядке возрастания). 1. Совершенно не важно желание детей вернуться к музыкальному произведению, чтобы открыть его красоту. 2. Развитие чувства к музыке облагораживает мысли, стремления ребёнка. 3. Если человек научится воспринимать красоту музыки в раннем детстве, он поднимется в своём развитии на новый культурный уровень. 4. Стихийное воздействие музыки на ребёнка тоже является средством эстетического воспитания. 5. Для развития чуткости ребёнка к музыке не нужен учитель. (1)Музыка, мелодия, красота музыкальных звуков — важное средство нравственного и умственного воспитания человека, источник благородства сердца и чистоты души. (2)Музыка открывает людям глаза на красоту природы, нравственных отношений, труда. (3)Благодаря музыке в человеке пробуждается представление о возвышенном, величественном, прекрасном не только в окружающем мире, но и в самом себе. (4)В зимние дни, когда снегом засыпало все наши тропинки, мы сидели в школьной комнате, слушали мелодии П. Чайковского, Э. Грига, Ф. Шуберта, Р. Шумана. (5)Если в раннем детстве донести до сердца красоту музыкального произведения, если в звуках ребёнок почувствует многогранные оттенки человеческих чувств, он поднимется на такую ступеньку культуры, которая не может быть достигнута никакими другими средствами. (6)Развивая чуткость ребёнка к музыке, мы облагораживаем его мысли, стремления. (7)Задача заключается в том, чтобы музыкальная мелодия открыла в каждом сердце животворный родник человеческих чувств. (8)Но мелодия — этот язык человеческих чувств — доносит до детской души не только красоту мира: она открывает перед людьми человеческое величие и достоинство. (9)Стихийное, неорганизованное воздействие музыки на детей не способствует, а скорее вредит правильному эстетическому воспитанию: ребёнок оказывается заложником музыкального шума, он подавлен нагромождением звуков, он не способен отличить красоту от уродства. (10)Так и пойдёт он в мир, растерянный, неуверенный в себе. (11)Нельзя просто посадить ребёнка и заставить его слушать музыку, нет, у ребёнка должен быть Учитель, который поможет ему в музыкальном воспитании. (12)Я подбирал для слушания мелодии, в которых в ярких образах, понятных детям, переданы звуки, что они слышат вокруг себя: очаровательное щебетанье птиц, шелест листьев, рокотание грома, журчание ручья, завывание ветра. (13)Я использовал не больше двух мелодий в месяц, но перед знакомством с каждой мелодией проводил большую воспитательную работу, цель которой — пробудить у детей желание ещё и ещё раз послушать музыку, добиться, чтобы каждый раз ребята открывали в произведении новую красоту. (14)Ранней осенью, когда в прозрачном воздухе отчётливо слышится каждый звук, я предложил прослушать мелодию «Полёт шмеля» из оперы «Сказка о царе Салтане» Н. Римского-Корсакова. (15)Музыка нашла у детей эмоциональный отклик. (16)Малыши говорили: (17)«Шмель то приближается, то отдаляется. (18)Слышится щебетанье маленьких птичек...» (19)Ещё раз слушаем мелодию. (20)Потом идём к цветущей медоносной траве. (21)Дети слышат пчелиную арфу, жужжанье шмеля. (22)А он, большой, лохматый, то поднимается над цветком, то опускается. (23)Дети в восторге: ведь это почти такая же мелодия, как и записанная, но в музыкальном произведении есть какая-то своеобразная красота, которую композитор подслушал в природе и передал нам. (24)Детям хочется ещё раз услышать записанную мелодию. (25)В том, что до сих пор казалось им обычным, открылась красота — такова сила музыки. (По В.А. Сухомлинскому)
×
Задание 4
Какие из высказываний НЕ соответствуют содержанию текста? Укажите номера ответов (без пробелов в порядке возрастания). 1. И.С. Соколов-Микитов из внимательного наблюдателя, как это часто бывает со старыми людьми, превратился в азартного охотника. 2. С раннего детства человек осознаёт свою любовь к Родине. 3. Любовь к Родине — сложное чувство, оно вмещает в себя и любовь к родной природе. 4. Люди родились и выросли среди природы, поэтому чувство любви к природе для каждого человека стихийно. 5. Любовь к родной природе воспитана в людях писателями, поэтами, художниками, музыкантами. (1)С детства, со школьной скамьи человек привыкает к сочетанию слов «любовь к родине». (2)Осознаёт он эту любовь гораздо позже, а разобраться в сложном чувстве любви к родине, то есть что именно и за что он любит, дано уже в зрелом возрасте. (3)Чувство это действительно сложное. (4)Тут и родная культура, и родная история, всё прошлое и всё будущее народа, всё, что народ успел совершить на протяжении своей истории и что ему совершить ещё предстоит. (5)На одном из первых мест в сложном чувстве любви к родине находится любовь к родной природе. (6)Для человека, родившегося в горах, ничего не может быть милее скал и горных потоков, белоснежных вершин и крутых склонов. (7)Казалось бы, что любить в тундре? (8)Однообразная заболоченная земля с бесчисленными стёклышками озёр, поросшая лишайниками, однако ненец-оленевод не променяет свою тундру ни на какие там южные красоты. (9)Одним словом, кому мила степь, кому — горы, кому — морское, пропахшее рыбой побережье, а кому — родная среднерусская природа, тихие красавицы реки с жёлтыми кувшинками и белыми лилиями, доброе, тихое солнышко маленького города... (10)И чтобы жаворонок пел над полем ржи, и чтобы скворечник — на берёзе перед крыльцом. (11)Было бы бессмысленно перечислять все приметы русской природы. (12)Но из тысяч примет и признаков складывается то общее, что мы зовём нашей родной природой и что мы, любя, быть может, и море, и горы, любим всё же сильнее, чем что-либо иное на всём белом свете. (13)Всё это так. (14)Но нужно сказать, что это чувство любви к родной природе в нас не стихийно, оно не только возникло само собой, поскольку мы родились и выросли среди природы, но и воспитано в нас литературой, живописью, музыкой, теми великими учителями нашими, которые жили прежде нас, тоже любили родную землю и передали свою любовь нам, потомкам. (15)Разве не помним мы с детства наизусть лучшие строки о природе Пушкина, Лермонтова, Некрасова, Алексея Толстого, Тютчева, Фета? (16)Разве оставляют нас равнодушными, разве не учат ничему описания природы у Тургенева, Аксакова, Льва Толстого, Пришвина, Леонова, Паустовского?.. (17)А живопись? (18)Шишкин и Левитан, Поленов и Саврасов, Нестеров и Пластов — разве они не учили и не учат нас любить родную природу? (19)В ряду этих славных учителей занимает достойное место имя замечательного русского писателя Ивана Сергеевича Соколова-Микитова. (20)Иван Сергеевич прожил долгую и богатую жизнь. (21)Он был моряком, путешественником, охотником, этнографом. (22)Но, главное, он был талантливым и ярким писателем. (23)Последние двадцать лет жизни Соколова-Микитова были связаны с Карачаровом на Волге, где у Ивана Сергеевича в ста шагах от воды, на краю леса был простой бревенчатый домик. (24)Широкая гладь воды, перелески и деревеньки на том берегу, обилие цветов, лесных птиц, грибов — всё это ещё больше сближало писателя с родной природой. (25)Из охотника, как это часто бывает с людьми под старость, он превратился во внимательного наблюдателя, и не только потому, что, скажем, ослабло зрение или рука, но и потому, что проснулось в душе бережное, любовное, воистину сыновнее отношение к русской природе. (26)В эти годы Иван Сергеевич пишет лучшие свои страницы о родной русской природе, о деревьях и птицах, о цветах и зверях. (27)Добрый и мудрый человек учит нас тому, что природа есть наше не только материальное, но и духовное богатство, знание природы и любовь к ней воспитывают чувство патриотизма, чувство человечности, доброты, развивают чувство прекрасного. (28)Поколения русских людей будут учиться этому у Ивана Сергеевича Соколова-Микитова, как они учатся у Тургенева и Аксакова, у Некрасова и Пришвина, у Паустовского и Леонова. (По В.А. Солоухину*) *Владимир Алексеевич Солоухин (1924–1997) — русский советский писатель и поэт, яркий представитель «деревенской прозы».
×
Задание 5
Какие из высказываний соответствуют содержанию текста? Укажите номера ответов (без пробелов в порядке возрастания). 1. Герой очерка пропустил вперёд беременную женщину. 2. Герой рассказа не хотел долго ждать и заплатил за приём вне очереди. 3. Мама мальчика поблагодарила Никитина. 4. Все посетители стали возмущаться беспорядком в больнице. 5. Рассказчик понял, что есть люди, страдания которых не меньше его собственных. (1)Во время командировки я поскользнулся на обледеневшей лестнице и сильно повредил руку. (2)3апястье распухло, делать было нечего: пришлось идти на приём к хирургу. (3)Так я, житель большого областного города, оказался в обычной районной больнице. (4)Врач почему-то не начинал приём, и около дверей в тесном коридорчике, освещённом чахлой лампочкой, было настоящее вавилонское столпотворение. (5)Кого тут только не было! (6)Пожилые женщины, лица которых раскраснелись от духоты, хмурые старики, старшеклассницы, визгливо кричащие, что пройдут вне очереди, потому что им всего-навсего нужно поставить штамп. (7)Грудные дети плакали на руках измученных ожиданием мам, которые устало их качали и в немой тоске смотрели на закрытую дверь кабинета. (8)Время шло, а приём всё не начинался. (9)И терпение людей лопнуло. (10)Вначале послышался какой-то глухой ропот, который, будто спичка сухие ветки, поджёг общее недовольство. (11)Дети, как по сигналу, в один голос заплакали, и уже не ропот, а возмущённо-жалобный вой наполнил весь коридор. (12)«Господи, зачем я здесь!» — думал я, глядя на этих людей. (13)Разбуженная в руке боль запылала с удвоенной силой, голова закружилась. (14)Ждать стало невмоготу, я решил действовать. (15)Твёрдым шагом я подошёл к окошечку регистратуры, тихо, но властно постучал в стекло. (16)Полная женщина взглянула на меня поверх очков, я жестом попросил её выйти в коридор. (17)Когда она вышла, я протянул ей талон к врачу и пятьдесят рублей. — (18)Мне нужно срочно попасть на приём к хирургу. (19)Пожалуйста, устройте! (20)Женщина молча взяла мой талон, деньги положила в карман халата. — (21)Отойдите все от дверей, отойдите! — проворчала она и, пройдя сквозь толпу людей, будто нож сквозь студень, вошла в кабинет. (22)Через минуту она вышла и кивнула мне головой: — (23)Сейчас вас вызовут! (24)Плакали дети, лампочка, мигая от перепадов напряжения, разбрызгивала пучки жёлтенького света, запах чего-то несвежего и затхлого забивал лёгкие. (25)Вдруг в мои ноги уткнулся вырвавшийся из рук измученной мамы мальчик в синей кофточке. (26)Я погладил его пушистую головку, и малыш доверчивыми глазами посмотрел на меня. (27)Я улыбнулся. (28)Молодая мама усадила его на место. — (29)Потерпи; маленький, потерпи, скоро мы пойдём! (30)Инвалид уронил костыль и, беспомощно водя руками, пытался поднять его с пола. (31)Я закрыл глаза. (32)Дверь распахнулась, и медсестра звонко крикнула: — (33)Никитин, на приём! (34)Люди закрутили головами, спрашивая, кто здесь Никитин. (35)Я, не шевелясь, стоял в стороне. — (36)Никитин кто? (37)Где он? (38)Медсестра недоумённо пожала плечами и сказала: — (39)Ну, тогда, кто первый по очереди, заходите! (40)К двери бросилась молодая мама с ребёнком. (41)Я отошёл к окну. (42)Сыпал редкий снег, потемневшее небо, похожее на затянутую льдом реку, низко висело над землёй, и сквозь него летели голуби. (43)Из кабинета врача вышла молодая мама с малышом, тот посмотрел на меня и помахал мне перебинтованной ручкой. — (44)Не подошёл ещё Никитин? (45)Ну, тогда следующий по очереди... (По К. Акулинину)
×
Задание 6
Какие из высказываний соответствуют содержанию текста? Укажите номера ответов (без пробелов в порядке возрастания). 1. Ребята сразу невзлюбили своего классного руководителя. 2. Ребята уважали только тех учителей, которых боялись. 3. Белый билет не давал учителю возможности уйти в действующую армию. 4. Последний урок не стал чем-то особенным для ребят. 5. После гибели учителя ребята начали поиски его родных. (1)Все мы любили «классного», хотя нельзя сказать, чтобы очень уважали. (2)У нас была странная черта: мы уважали тех, кого боялись. (3)Тех, кто ставил нам «пары» или мог запросто оставить весь класс на шестой урок; тех, кто каждый балл взвешивал на аптекарских весах; тех, кто не забывал задать вопрос о том, чего ты не знал в прошлый раз… (4)А классный был не такой. (5)Мы знали: его можно уговорить, если очень просить и смотреть при этом влажными, покорными собачьими глазами. (6)Этого он не выдерживал. (7)Или можно по-другому — орать истерично: (8)«За что, за что двойку ставить? (9)Ведь я же учил, я же учил!» (10)Это было менее безотказно, здесь он мог взорваться. (11)Но и это иногда проходило. (12)Он нас чуть-чуть опасался. (13)Нет, не побаивался, а опасался. (14)Чуть-чуть опасался. (15)Он не знал, чего от нас ждать… (16)Один раз, ещё до войны, мы испугали его как следует. (17)Тогда он только принял наш класс. (18)Мы тогда начали мычать, хором, всем классом: «Мм-м…» (19)Сначала он не понял, в чём дело, не знал, откуда это идёт, кто виновник… (20)Мычание нарастало, шло всплесками по классу, казалось, даже стены вибрировали. (21)Он беспомощно озирался, хотел закричать, но понял – никто не услышит. (22)Тогда он сел и с печальным изумлением посмотрел на нас. (23)Это был странный взгляд. (24)И мы замолчали. (25)Он был всегда приветлив и вежлив с нами и чуть ли не с пятого класса называл на «Вы». (26)Он как-то сказал мне на перемене: (27)— А знаете, в отдельности вы все такие милые, а вот вместе вы иногда превращаетесь в стадо. (28)Когда людей много, количество переходит в качество. (29)Когда их много, они совершают самые неожиданные поступки. (30)Самые героические, а иногда и самые страшные. (31)Как вы думаете? (32)— Чёрт его знает, — сказал я. (33)— В том-то и дело, что никто этого не знает, даже чёрт. (34)Когда началась война, он ходил бледный, притихший и постаревший. (35)Вскоре мы узнали, что он записался в первую группу московского ополчения. (36)Был он нездоров, у него были слабые лёгкие, он имел освобождение от воинской повинности — «белый билет», и даже на смотревшую сквозь пальцы на все человеческие недуги комиссию ополчения он, говорят, произвёл тяжёлое впечатление. (37)Но он не изменил своего решения. (38)На его последний урок пришло много ребят. (39)Мы ожидали, что он скажет нам что-нибудь на прощание, ожидали каких-то особенных и значительных слов: мы знали, это он умел. (40)Но он ушёл буднично, назвал номера параграфов, заданных на дом, кивнул и только у дверей чуть задержался. (41)Мы встали, нестройно хлопнув крышками парт, он посмотрел на нас и тихо сказал: (42)— Когда у вас будет новый классный … не устраивайте этого. (43)Мы поняли, о чём он говорил. (44)Через месяц он погиб. (45)У него не было родных, и похоронная пришла на адрес школы… (46)Когда мы ехали в Сибирь, в эвакуацию, в теплушке все лежали неподвижно и каждый думал, о ком хотел: о своих живых и своих погибших. (47)Я думал о классном. (48)Я и теперь часто думаю о нём… (По В.И. Амлинскому*) *Владимир Ильич Амлинский (1935–1989) — советский писатель, журналист. Автор повестей и рассказов о жизни молодёжи.
×
Задание 7
Какие из высказываний соответствуют содержанию текста? Укажите номера ответов (без пробелов в порядке возрастания). 1. После разговора с деловым человеком Маленький принц узнал, что некоторые люди даже звёзды могут считать своей собственностью. 2. Чтобы владеть звёздами, по мнению Маленького принца, недостаточно их пересчитать, написать на бумажке полученное число и положить бумажку в банк. 3. Деловой человек считал звёзды и стремился ими владеть не из жажды богатства. 4. Деловой человек убедил Маленького принца в том, что владеть и распоряжаться звёздами — серьёзное дело. 5. Чтобы все три вулкана работали, Маленький принц каждый день их прочищал. (1)Деловой человек был так занят, что при появлении Маленького принца даже головы не поднял. — (2)Добрый день, — сказал ему Маленький принц. — (3)Ваша папироса погасла. — (4)Три да два — пять, пять да семь — двенадцать, двенадцать да три — пятнадцать. (5)Добрый день. (6)Некогда спичкой чиркнуть. (7)Уф! (8)Итого, стало быть, пятьсот один миллион шестьсот двадцать две тысячи семьсот тридцать один. — (9)Пятьсот миллионов чего? — (10)А? (11)Ты ещё здесь? (12)Пятьсот миллионов... уж не знаю чего... (13)У меня столько работы! (14)Я человек серьёзный, мне не до болтовни! — (15)Пятьсот миллионов чего? — повторил Маленький принц: спросив о чём-нибудь, он не успокаивался, пока не получал ответа. (16)Деловой человек понял, что надо ответить, а то не будет ему покоя. — (17)Пятьсот миллионов этих маленьких штучек, которые иногда видны в воздухе. — (18)Это что же, мухи? — (19)Да нет же, такие маленькие, блестящие. (20)Красивые, золотые. (21)Всякий лентяй как посмотрит на них, так и размечтается. (22)А я человек серьёзный. (23)Мне мечтать некогда. — (24)А, звёзды? — (25)Вот-вот, звёзды. — (26)Пятьсот миллионов звёзд? (27)Что же ты с ними делаешь? — (28)Что делаю? — (29)Да. — (30)Ничего не делаю, я ими владею. — (31)Владеешь звёздами? — (32)Да. — (33)А для чего тебе владеть звёздами? — (34)Чтобы быть богатым. — (35)А для чего быть богатым? — (36)Чтобы покупать ещё новые звёзды, если их кто-нибудь откроет. — (37)А как можно владеть звёздами? — (38)Звёзды чьи? — ворчливо спросил делец. — (39)Не знаю, ничьи. — (40)Значит, мои, потому что я первый до этого додумался. — (41)И этого довольно? — (42)Разумеется, этого довольно. (43)Если ты найдёшь алмаз, у которого нет хозяина, значит, он твой. (44)Если ты найдёшь остров, у которого нет хозяина, он твой. (45)Если тебе первому придёт в голову какая-нибудь идея, ты берёшь на неё патент: она твоя. (46)Я владею звёздами, потому что до меня никто не догадался ими завладеть. — (47)Вот это верно, — сказал Маленький принц. — (48)А что же ты с ними делаешь? — (49)Распоряжаюсь ими, — ответил делец. — (50)Считаю их и пересчитываю. (51)Это, признаюсь, для меня очень трудно. (52)Но я человек серьёзный. (53)Однако Маленькому принцу этого было мало. — (54)Если у меня есть шёлковый платок, я могу повязать его вокруг шеи и унести с собой, — сказал он. — (55)Если у меня есть цветок, я могу его сорвать и унести с собой. (56)А ты ведь не можешь забрать звёзды! — (57)Нет, но я могу положить их в банк. — (58)Как это? — (59)Сначала считаю, потом пишу на бумажке, сколько у меня звёзд. (60)Потом кладу эту бумажку в ящик и запираю его на ключ. — (61)И всё? — (62)Этого довольно. (63)«Забавно и даже поэтично, но не так уж это серьёзно», — подумал Маленький принц. (64)Что серьёзно, а что не серьёзно, — это Маленький принц понимал по-своему, совсем не так, как взрослые. — (65)У меня есть цветок, — сказал он, — и я каждое утро его поливаю. (66)У меня есть три вулкана, я каждую неделю их прочищаю. (67)Все три прочищаю, и потухший тоже. (68)Мало ли что может случиться. (69)И моим вулканам, и моему цветку полезно, что я ими владею. (70)А звёздам от тебя нет никакой пользы... (71)Деловой человек открыл рот, но так и не нашёлся, что ответить. (72)Маленький принц отправился дальше. (По Антуану де Сент-Экзюпери*) * Антуан де Сент-Экзюпери (1900–1944) — знаменитый французский писатель, поэт, эссеист.
×
Задание 8
Какие из высказываний соответствуют содержанию текста? Укажите номера ответов (без пробелов в порядке возрастания). 1. В городском ломбарде Иудина проценты берутся вперёд. 2. Одна старушка зашла в ломбард сдать заячью шубу, так как она была очень бедна и ей были нужны деньги на похороны. 3. У женщины, сдававшей костюм в ломбард, дети были больны. 4. Хозяин городского ломбарда переживает за судьбы народа, поэтому готов заниматься благотворительностью. 5. Поликарп Семёнович Иудин — один из рядовых сотрудников городского ломбарда. (1)Небо заволокло злыми тучами, дождь печально колотил в стёкла и нагонял на душу тоску. (2)В задумчивой позе, с расстёгнутым жилетом и заложив руки в карманы, стоял у окна и смотрел на хмурую улицу хозяин городского ломбарда Поликарп Семёнович Иудин. (3)«Ну что такое наша жизнь? — рассуждал он в унисон с плачущим небом. — (4)Что она такое? (5)Книга какая-то с массой страниц, на которых написано больше страданий и горя, чем радостей… (6)На что она нам дана? (7)Ведь не для печалей же Бог, благой и всемогущий, создал мир! (8)А выходит наоборот. (9)Слёз больше, чем смеха…» (10)Иудин вынул правую руку из кармана и почесал затылок. (11)«Н-да, — продолжал он задумчиво, — в плане у мироздания, очевидно, не было нищеты, продажности и позора, а на деле они есть. (12)Их создало само человечество. (13)Оно само породило этот бич. (14)А для чего, спрашивается, для чего?» (15)Он вынул левую руку и скорбно провёл ею по лицу. (16)«А ведь как легко можно было бы помочь людскому горю: стоило бы только пальцем шевельнуть. (17)Вот, например, идёт богатая похоронная процессия. (18)Шестерня лошадей в чёрных попонах везёт пышный гроб, а сзади едет чуть ли не на версту вереница карет. (19)Факельщики важно выступают с фонарями. (20)На лошадях болтаются картонные гербы: хоронят важное лицо, должно быть, сановник умер. (21)А сделал ли он во всю жизнь хоть одно доброе дело? (22)Пригрел ли бедняка? (23)Конечно, нет… мишура!» — (24)Что вам, Семён Иваныч? — (25)Да вот затрудняюсь оценить костюм. (26)По-моему, больше шести рублей под него дать нельзя. (27)А она просит семь; говорит, детишки больны, лечить надо. — (28)И шесть рублей будет многовато. (29)Больше пяти не давайте, иначе мы так прогорим. (30)Только вы уж осмотритесь хорошенько, нет ли дыр и не остались ли где пятна… (31)«Нда-с, так вот — жизнь, которая заставляет задуматься о природе человека. (32)За богатым катафалком тянется подвода, на которую взвалили сосновый гроб. (33)Сзади неё плетётся, шлёпая по грязи, только одна старушонка. (34)Эта старушка, быть может, укладывает в могилу сына-кормильца… (35)А спросить-ка, даст ли ей хоть копейку вот та дама, которая сидит в карете? (36)Конечно, не даст, хотя, может, выразит свои соболезнования… » — (37)Что там ещё? — (38)Шубку старуха принесла… сколько дать? — (39)Мех заячий… (40)Ничего, крепка, рублей пять стоит. (41)Дайте три рубля, и проценты, разумеется, вперёд… (42)«Где же, в самом деле, люди, где их сердца? (43)Бедняки гибнут, а богачам и дела нет…» (44)Иудин прижал лоб к холодному стеклу и задумался. (45)На глазах его выступили слёзы — крупные, блестящие, крокодиловы слёзы. (По А.П. Чехову*) *Александр Павлович Чехов (1855–1913) — русский писатель, прозаик, публицист, старший брат Антона Павловича Чехова.
×
Задание 9
Какие из высказываний НЕ соответствуют содержанию текста? Укажите номера ответов (без пробелов в порядке возрастания). 1. Жертвовать собой — это героический поступок, и нужно очень хорошо подумать, прежде чем идти на него. 2. Друг героя-рассказчика признался ему в совершённых ошибках на теплоходе. 3. Лихачёв пишет о том, что к нему обратилась с вопросом школьница, его ученица. 4. Когда человек находится не в ладу со своей совестью, ему кажется, что все вокруг лгут и дурно поступают. 5. В тексте очень тесно связаны друг с другом такие понятия, как «честь» и «совесть». (1)Я получил недавно письмо, в котором школьница пишет о своей подруге. (2)Учительница литературы предложила этой подруге написать сочинение об очень крупном советском писателе. (3)И в этом сочинении школьница, отдавая должное и гениальности писателя, и его значению в истории литературы, написала, что у него были ошибки. (4)Учительница сочла всё это неуместным и очень её бранила. (5)И вот подруга той школьницы обращается ко мне с вопросом: можно ли писать об ошибках великих людей? (6)Я ей ответил, что не только можно, но и нужно писать об ошибках великих людей, что велик человек не тем, что он ни в чём не ошибался. (7)Никто не свободен от ошибок в нашей жизни, в нашей сложной жизни. (8)Что человеку важно? (9)Как прожить жизнь? (10)Прежде всего — не совершить никаких поступков, которые бы роняли его достоинство. (11)Можно не очень много сделать в жизни, но если ты не делаешь ничего, даже мелкого, против своей совести, то уже этим самым ты приносишь колоссальную пользу. (12)Даже в обыденной нашей, повседневной жизни. (13)А ведь в жизни могут быть и тяжёлые, горькие ситуации, когда перед человеком стоит проблема выбора — быть обесчещенным в глазах окружающих или в своих собственных. (14)Уверен, что лучше быть обесчещенным перед другими, нежели перед своей совестью. (15)Человек должен уметь жертвовать собой. (16)Конечно, такая жертва — это героический поступок. (17)Но на него нужно идти. (18)Когда я говорю о том, что человек не должен идти против своей совести, не должен совершать с ней сделку, я вовсе не имею в виду, что человек не может или не должен ошибаться, оступаться. (19)Никто не свободен от ошибок в нашей сложной жизни. (20)Однако человека, который оступился, подстерегает серьёзнейшая опасность: он нередко приходит в отчаяние. (21)Ему начинает казаться, что все кругом подлецы, что все лгут и скверно поступают. (22)Наступает разочарование, а разочарование, потеря веры в людей, в порядочность — это самое страшное. (23)Да, говорят: «Береги честь смолоду». (24)Но если даже не удалось сберечь честь смолоду, её нужно и можно вернуть себе в зрелом возрасте, переломить себя, найти в себе смелость и мужество признать ошибки. (25)Я знаю человека, которым сейчас все восхищаются, которого очень ценят, которого и я в последние годы его жизни любил. (26)Между тем в молодости он совершил дурной поступок, очень дурной. (27)И он мне потом рассказал об этом поступке. (28)Сам признался. (29)Позже мы плыли с ним на теплоходе, и он сказал, опершись на поручни палубы: «А я думал, что вы со мной и разговаривать не станете». (30)Я даже не понял, о чём он: моё отношение к нему изменилось гораздо раньше, чем он признался в грехах молодости. (31)Я уже сам понимал, что он многое не осознавал из того, что делал... (32)Путь к раскаянию может быть долгим и трудным. (33)Но как же украшает мужество признать свою вину — украшает и человека, и общество. (34)Тревоги совести... (35)Они подсказывают, учат; они помогают не нарушать этических норм, сохранять достоинство — достоинство нравственно живущего человека. (По Д.С. Лихачёву*) * Дмитрий Сергеевич Лихачёв (1906–1999) — советский и российский филолог, культуролог, искусствовед, академик РАН.
×
Задание 10
Какие из высказываний НЕ соответствуют содержанию текста? Укажите номера ответов (без пробелов в порядке возрастания). 1. Человек должен преобразиться сам, чтобы победить скуку будней. 2. Человек, нашедший высокий смысл своего труда, обретёт радость жизни. 3. Только тот заслужил радость праздника, кто не думает о буднях. 4. Нельзя постоянно обвинять жизнь в том, что она скучна и лишена радости. 5. Нужно научиться воспринимать ежедневный труд как лишённую смысла работу во имя праздника. (1)Будни. (2)Они сплошная беспробудность. (3)Тягучая скука. (4)Непрестанный шум, время от времени прерываемый очередною неудачею. (5)О, плохое настроение! (6)А понедельник — это прообраз будней. (7)Да, тогда дело с жизнью обстоит плохо! (8)Но нельзя перекладывать вину за это на «жизнь». (9)У тебя не хватает искусства жить; было бы глупо ожидать, что жизнь устроит тебе торжественный приём. (10)Так что твори сам и преображайся, иначе будни одолеют тебя. (11)А в жизни нет большего стыда, чем быть побеждённым — и не великаном, не могущественными врагами, не болезнью, а серою повседневностью существования. (12)Итак — искусство жизни! (13)Прежде всего: спокойно и мужественно смотреть в глаза врагу! (14)Нам никогда не избавиться от будней. (15)Они будут всегда. (16)Они составляют материю нашей жизни. (17)И если праздник служит лишь тому, чтобы, подобно молнии, осветить серость будней и обличить повседневность, то он нам вреден и мы недостойны его. (18)Только тот заслужил радость праздника, кто полюбил свои будни. (19)Как этого добиться? (20)Этого можно достичь, отыскав священный смысл в своей будничной работе, погрузив его в глубину сердца и осветив и воспламенив повседневность лучом его света. (21)Это первое требование, даже первооснова искусства жизни. (22)Что есть ты во Вселенной? (23)Каковы твои деяния перед Отечеством? (24)Ты ещё этого не уяснил? (25)Ты ещё этого не знаешь? (26)Как же ты живёшь? (27)Бессмысленно, слепо, тупо и бессловесно? (28)Тогда легко постичь «сплошную беспробудность» твоих будней. (29)И скуку, и плохое настроение, и всё им сопутствующее. (30)Нельзя слепо воспринимать ежедневный труд как лишённую смысла работу по принуждению, как галерную пытку, как муку от зарплаты до зарплаты. (31)Надо одуматься. (32)Надо понять серьёзный смысл своей профессии и заботиться о ней во имя её высокого смысла. (33)Надо серьёзно отнестись к самому себе, а значит, и к собственной профессии, и к собственным будням. (34)Будни остаются, но их необходимо преобразить изнутри. (35)Они должны наполниться смыслом, ожить, стать многоцветными; а не оставаться «сплошной беспробудностью». (36)Бессмысленно — это безрадостно. (37)Человек создан так, что не может жить безрадостно. (38)Тот, кто кажется живущим без радости, непременно выдумал себе замену радости. (39)Радость должна, однако, вырастать из повседневного труда, пусть даже только в том смысле, что трудишься всё лучше и лучше, повышаешь качество своего труда, перемещаясь тем самым вверх по ступеням совершенствования. (40)Если же ты нашёл высокий смысл твоего труда и радость в его качестве, сможешь ли ты и после этого говорить о «сплошной беспробудности»? (41)Жизнь станет для тебя тогда светящейся нитью. (42)И взлёт в твоей жизни обеспечен. (43)Ведь радость высвобождает творческие силы, творческие силы создают качество, а качество труда вызывает радость от труда. (44)Посмотри: так твои будни попадают в добрый круг духовного здоровья. (45)И теперь для тебя нет больше тягучих будней. (По И.А. Ильину*) Иван Александрович Ильин (1883–1954) — русский философ, писатель и публицист.
