FreeCDZ

Задание ЕГЭ № 23. Вариант 4

×

Задание 1

Какие из высказываний соответствуют содержанию текста? Укажите номера ответов. 1. Маленькая рыбка Анабас живёт в болоте и мечтает перебраться жить в Индийский океан. 2. Когда болото пересыхает, рыбке Анабас приходится очень трудно, приходится ползти прямо по суше. 3. Рыбка Анабас способна целый месяц обходиться без воды. 4. Рыбка Анабас мечтает жить в океане, но, когда у неё появляется возможность ползти в океан, она принимает решение остаться в другом болоте. 5. Привал в болоте – очень чудесная вещь, так как там и прохладно, и не очень глубоко. (1)Маленькая рыбка Анабас живёт далеко от морей, она живёт – даже стыдно сказать – в болоте. (2)Конечно, мало приятного, и рыбка Анабас всё мечтает перебраться в какие-нибудь другие места. (3)В Тихий океан. (4)Или хотя бы в Атлантический. (5)Ого, рыбка Анабас знает, куда ей лучше переселиться. (6)И время приходит, болото её начинает высыхать, и теперь вообще никуда не поплывёшь – до того сухо становится у неё в болоте. (7)Приходится ползти: прямо по суше, но это ничего, это не страшно, если ползёшь в океан! (8)Рыбка Анабас перебирает плавниками, как заправский пешеход, и свободно обходится без воды, как верблюд в пустыне. (9)Целую неделю она обходится без воды... (10)А там попадётся болото, в котором можно будет устроить привал... (11)Что за чудесная вещь – привал в болоте! (12)И прохладно, и не слишком глубоко. (13)Освежайся, набирайся сил, чтобы ползти в океан. (14)Ведь, наверно, можно приползти в океан, если так ползти – от болота к болоту? (По Ф. Д. Кривину*) *Феликс Давидович Кривин – русский прозаик, поэт и сценарист, писатель-фантаст, радиожурналист, педагог. Автор интеллектуальных юмористических произведений.

×

Задание 2

Какие из высказываний не соответствуют содержанию текста? Укажите номера ответов. 1. Якоб Иванович Бах работал в школе учителем русского языка. 2. Одной из причин торопливости Якоба Ивановича было то, что он заикался. 3. Якоб Иванович Бах с трудом читал отрывки из «Фауста», так как заикался. 4. С годами Бах всё реже и реже беседовал с людьми. 5. По мнению автора, в жизни Баха было всё, кроме самой жизни. (1)…Бах спускался с крыльца школы и оказывался на площади, у подножия величественной кирхи с просторным молельным залом в кружеве стрельчатых окон и громадной колокольней, напоминающей остро заточенный карандаш. (2)Шёл мимо аккуратных деревянных домиков с небесно-синими, ягодно-красными и кукурузно-жёлтыми наличниками; мимо струганых заборов; мимо перевёрнутых в ожидании паводка лодок; мимо палисадников с рябиновыми кустами. (3)Шёл так стремительно, громко хрустя валенками по снегу или хлюпая башмаками по весенней грязи, что можно было подумать, будто у него десяток безотлагательных дел, которые непременно следует уладить сегодня… (4)Встречные, замечая семенящую фигурку учителя, иногда окликали его и заговаривали о школьных успехах своих отпрысков. (5)Однако тот, запыхавшийся от быстрой ходьбы, отвечал неохотно, короткими фразами: времени было в обрез. (6)В подтверждение доставал из кармана часы, бросал на них сокрушённый взгляд и, качая головой, бежал дальше. (7)Куда он бежал, Бах и сам не смог бы объяснить. (8)Надо сказать, была ещё одна причина его торопливости: беседуя с людьми, Якоб Иванович заикался. (9)Его тренированный язык, мерно и безотказно работавший во время уроков и без единой запинки произносивший многосоставные слова литературного немецкого, легко выдавал такие сложноподчинённые коленца, что иной ученик и начало забудет, пока до конца дослушает. (10)Тот же самый язык вдруг начинал отказывать хозяину, когда Бах переходил на диалект в разговорах с односельчанами. (11)Читать наизусть отрывки из «Фауста», к примеру, язык желал; сказать же соседке: «А балбес-то ваш нынче опять шалопайничал!» – не желал никак, прилипал к нёбу и мешался меж зубов, как чересчур большая и плохо проваренная клёцка. (12)Баху казалось, что с годами заикание усиливается, но проверить это было затруднительно: беседовал с людьми он всё реже и реже… (13)Так текла жизнь, в которой было всё, кроме самой жизни, – спокойная, полная грошовых радостей и мизерных тревог, некоторым образом даже счастливая. (По Г. М. Яхиной*) *Гузель Шамилевна Яхина – российская писательница. Автор романов «Зулейха открывает глаза», «Дети мои», «Эшелон на Самарканд».

×

Задание 3

Какие из высказываний соответствуют содержанию текста? Укажите номера ответов. 1. Человека массовой культуры отличает уважение к окружающим, внимание к каждому, кто рядом с ним, внутреннее благородство в любом, даже самом незначительном поступке. 2. Соблюдая правила поведения, человек будет хорошим товарищем всем, с кем он общается. 3. Поговорка «Раньше батьки с ложкой не суйся» нынешним ребятам непонятна. 4. Обычай, здороваясь, снимать перчатку с правой руки, существует с давних времён. 5. Сейчас не существуют правила поведения, каких не знали люди в старину. (1)Многие ребята спрашивают: откуда вообще появились разные правила поведения? (2)Никто этих правил из головы не выдумывал. (3)Они создавались в народе постепенно и возникали отнюдь не случайно. (4)Сейчас, например, даже в артелях лесорубов не приходится есть из общего котла, да ещё помнить, чтобы не съесть больше соседа. (5)Так что поговорка «Раньше батьки с ложкой не суйся» нынешним ребятам, пожалуй, и непонятна. (6)Возникла эта поговорка в давние времена, когда в крестьянских семьях все ели щи из одной миски. (7)Щи обычно бывали «пустые», без мяса, но в праздники в них иной раз были накрошены кусочки говядины. (8)И в этих случаях полагалось сначала всем обедающим хлебать одну жижу и лишь после того, как отец первым зачерпнёт со дна мясо, разрешалось «таскать» кусочки и остальным. (9)И сейчас существуют правила, каких не знали в старину. (10)Например, скажем, что невежливо стоять у дверей вагона, если не собираешься выходить на следующей остановке. (11)Но каких правил поведения ни коснись, в главном они всегда об одном: уважай окружающих, считайся с ними. (12)Ведь строго соблюдая правила поведения, ты будешь хорошим товарищем всем, кто общается с тобой в семье, в школе, на отдыхе. (13)Сколько раз ты, наверное, слышал: «Сними шапку, если в комнату вошёл!» – (14)А зачем её снимать, шапку? – думал ты с досадой. – (15)И откуда взялось такое правило?.. (16)Ты, конечно, очень удивился бы, встретив на улице человека, одетого в костюм из… листового железа: шапка железная, куртка железная, брюки железные, сапоги железные и даже рукавицы железные. (17)Речь идёт о рыцарских латах, которые теперь можно увидеть только в музее. (18)Но тысячу лет назад такие доспехи надевали не только готовясь к бою, но и собираясь в любую поездку. (19)Потому что путешествовать в те времена было намного опаснее, чем теперь. (20)По дорогам скитались в поисках добычи бродяги, в лесах укрывались шайки разбойников. (21)Да и при любом споре того и гляди получишь удар копьём или мечом. (22)Люди постоянно ходили вооружёнными, а уезжая из дому в дальний путь, надевали на себя кольчугу, тяжёлые латы, голову прятали под железный шлем. (23)Но вот на пути дом, где живёт добрый человек. (24)И переступая порог этого дома, странствующий рыцарь обязательно снимает свой шлем и несёт его в руке. (25)«Я тебя не опасаюсь, – говорит он этим жестом хозяину, – видишь, моя голова открыта. (26)Я тебе доверяю. (27)Ты хороший человек, не грабитель и не предатель, удар исподтишка не нанесёшь». (28)Эти времена давно прошли. (29)Но обычай – входя в комнату, снимать шапку – остался. (30)Остался потому, что это хороший обычай. (31)Снимая шапку, ты показываешь хозяевам, что уважаешь дом, в который вошёл, уважаешь живущих в нём людей, веришь в их порядочность, в хорошее отношение к тебе. (32)И это им, конечно, приятно. (33)С тех же давних времён идёт обычай: здороваясь, снимать перчатку с правой руки. (34)Сняв рукавицу, человек показывал встречному, что в его ладони не спрятано оружие. (35)Кроме того, в железной рыцарской рукавице не так-то легко было пожать протянутую руку. (36)А сейчас ты снимаешь варежку из внимания к товарищу? (37)Ведь ты надел её для того, чтобы предохранить пальцы и ладонь от холода. (38)Зачем же заставлять приятеля её касаться? (39)Лучше дай ему пожать твою тёплую дружескую руку. (40)Главное, что отличает человека высокой культуры, – уважение к окружающим, внимание к каждому, кто рядом с тобой, внутреннее благородство в любом, даже самом незначительном поступке. (По А. А. Дорохову*) *Алексей Алексеевич Дорохов (1902–1981) – русский советский писатель, журналист, критик, автор научно-популярных книг.

×

Задание 4

Какие из высказываний не соответствуют содержанию текста? Укажите номера ответов. 1. В современном обществе порой имущество становится дороже людей. 2. Лучшие и худшие стороны человека проявляются в радости. 3. Духовный комфорт совершает в сознании человека серьёзные изменения, когда ценности подлинные выходят на первый план. 4. Педагог и писатель Януш Корчак вместе с детьми принял мученическую смерть в фашистской газовой камере. 5. Доброта и любовь – качества, которые не помогают, а, напротив, даже вредят человеку. (1)То, чего нам так не хватает... (2)А не хватает нам любви к детям. (3)Не хватает самоотверженности − родительской, педагогической. (4)Не хватает сыновней, дочерней любви. (5)Есть простая поговорка: как аукнется, так и откликнется. (6)Сколько положишь, столько и получишь. (7)Верные вроде бы формулы. (8)Только если следовать лишь им, добьёшься одного воспроизводства. (9)Для сеятеля это просто беда, когда зерна он снимет ровно столько же, сколько посеял. (10)Пахарь должен получить прибавку, только тогда он выживет, прокормит свою семью. (11)Так же точно и общество должно бы существовать. (12)Прогресс состоит из прибавок, которые дают поколения, «посеянные» их родителями и наставниками. (13)Конечно, прибавки эти есть, но в каких пространствах? (14)В пространстве человеческих знаний, конечно. (15)В области технологий. (16)А как с духовностью? (17)Увы, в этой тонкой сфере воспроизводства мы радуемся даже простому отклику на ауканье. (18)И слишком часто замечаем простые потери: не больше, нет, а меньше становится доброты, милосердия. (19)Отношения между самыми добрыми вроде бы людьми теперь грубее и жёстче. (20)Исполнение долга в межчеловеческих отношениях уступает служебным обязанностям − там человек и обязательнее, и профессиональнее. (21)А любовь к детям стала напоминать любовь к собственному имуществу. (22)Впрочем, имущество порой дороже людей. (23)Что может быть печальней и горше! (24)Давно замечено: и лучшие, и худшие стороны человека выявляет беда. (25)Януш Корчак не только последние часы и минуты своего бытия, когда вместе с детьми принял мученическую смерть в фашистской газовой камере, но и всю предыдущую жизнь стоял рядом с бедой, точнее, жил в её гуще, работая с детьми-сиротами. (26)Сиротство, эта библейски древняя форма человеческого одиночества, требует сострадания и соучастия, самоотверженной и терпеливой любви настоящих гуманистов. (27)Януш Корчак первый из них, и первенство это измерено мерой его выбора, мерой честности. (28)Мера эта − смерть. (29)Не только поляки чтут выбор своего бессмертного учителя. (30)Его имя внесено в святцы и мировой педагогики, и элементарной человеческой порядочности. (31)И именно в его устах, под его пером в высшей степени правомерно звучит дидактическое, даже назидательное наставление: как любить детей. (32)Книга «Как любить ребёнка» Януша Корчака − своеобразный манифест гуманизма. (33)Нестареющий завет, переданный в наши и грядущие времена из времён, как будто от нас удалённых и в то же время совершенно похожих, потому что речь идёт о любви к детям, а это ценность постоянная. (34)Духовный комфорт делает человека толстокожим, совершает в его сознании странные подвижки, когда ценности мнимые застят свет, а ценности подлинные уходят на второй план. (35)Каждому рано или поздно воздаётся по заслугам, но часто − слишком поздно, когда ничего не исправишь, и в этом истоки многих человеческих драм. (36)Те, кто воображает, будто доброта и любовь малозначимые, второстепенные качества, которые не помогают, а, напротив, даже вредят, допустим, при достижении карьеры, бывают наказаны на краю этой карьеры, а ещё чаще − на краю собственной жизни − нелюбовью и недобротой своих же близких и в первую очередь детей. (37)И пусть же всякий, кто спохватится и заторопится вперёд от нелюбви к любви, от недоброты к доброте, припадёт как к чистому итогу − к этой последней заповеди Януша Корчака. (По А. А. Лиханову*) *Альберт Анатольевич Лиханов (род. в 1935 г.) – советский и российский писатель, общественный деятель, лауреат многочисленных международных премий.

×

Задание 5

Какие из высказываний соответствуют содержанию текста? Укажите номера ответов. 1. Описываемый в тексте разговор о постановке ударения в слове «августовский» происходит на даче в последние дни августа. 2. Слово «августовский» не имеет строго закреплённого ударения, возможны два варианта произношения – «а́вгустовский» и «августо́вский». 3. В Словаре ударений Ф. Агеенко и М. Зарвы советуют произносить слово «августовский» с ударением на третьем слоге – «августо́вский». 4. В Орфоэпическом словаре под редакцией Р. Аванесова на первом месте стоит вариант «Августовский», но вариант «августо́вский» тоже является допустимым. 5. Намного легче произносить слово «августовский», кода ударение стоит в середине слова. (1)Летний вечер. (2)Как-то отдалённо, но верно чувствуется, что осень не за горами. (3)Однако пока ещё тепло, тепло… (4)Поскольку дело происходит на даче, все сидят на скамеечке перед домом. (4)Разговор идёт вперевалочку, говорить не хочется, а хочется просто вдыхать ночной, пока ещё летний воздух. (5)Вдруг на небе – чирк! – звезда падает, за ней вторая. (6)Все оживляются, торопятся загадать желание. (7)Кто-то говорит: (8)– А рано в этом году звёзды падать начали… (9)– Да как же, – отвечают ему, – первые дни августа. (10)Небо вон уже августо́вское. (11)Или а́вгустовское? (12)Да что там небо! (13)Зарплата-то какая, «августо́вская» или «а́вгустовская»? (14)О деньгах ли идёт речь или о небосклоне – слово-то одно! (15)И произносят это слово все по-разному. (16)А хотелось бы одинаковости. (17)Порадовать вас особенно нечем: увы, в словарях есть варианты, а для любителей определённости ничего не может быть хуже вариантов. (18)Впрочем, если хотите что-нибудь одно, смотрите только в Словарь ударений Ф. Агеенко и М. Зарвы. (19)Там нам советуют говорить с ударением на первом слоге – «а́вгустовский». (20)Собственно, этот же вариант стоит на первом месте и в Орфоэпическом словаре под редакцией Р. Аванесова. (21)Но тут нам предлагается ещё один допустимый вариант – «августо́вский». (22)Что означает «допустимый»? (23)То, что он тоже в пределах литературной нормы, ошибки особой не будет. (24)Можно предположить, как возникло ударение «августо́вский». (25)Произносить «а́вгустовский» не слишком удобно: много слогов после ударного, приходится напрягаться, выговаривать. (26)Намного легче, когда ударение в середине слова: «августо́вский». (По М. А. Королёвой*) *Марина Александровна Королёва – журналист, радио- и телеведущая, писательница, драматург, филолог. Автор еженедельной рубрики «Говорим по-русски» в «Российской газете», посвящённой русскому языку.

×

Задание 6

Какие из высказываний не соответствуют содержанию текста? Укажите номера ответов. 1. Мать рассказчика в 85 лет гордо заявила, что теперь она самая старшая, потому что у них в роду никто этот рубеж пока ещё не переходил. 2. По мнению рассказчика, когда его маме исполнилось 80 лет, он понял, что её профессией стала жизнь. 3. Приехавший на осмотр матери автора текста хирург вёл себя неприветливо и заявил, что мама скоро умрёт. 4. Рассказчик вместе с сыном Ваней отправился на отдых к морю, в Турцию. 5. На Кавказе говорят: «Пока мама жива, мы молоды». (1)Одного выдающегося геронтолога* спросили то, что положено у него спросить, наверно, имея в виду диету и здоровый образ жизни, и он ответил: «Во-первых, следует правильно выбрать себе родителей». (2)После семидесяти, выйдя наконец на пенсию, мама стала очень решительной старушкой. (3)Всё-таки дитя своей эпохи, мыслила не иначе как в пятилетках. (4)Когда ей стукнуло семьдесят пять, она гордо заявила, что теперь она самая старшая, потому что у нас в роду никто ещё этот рубеж не переходил. (5)К восьмидесятилетию она бросила курить, потому что, когда зачем-то полезла на стул, у неё закружилась голова, и это её насторожило. (6)И только тогда до меня дошло и восхитило: она опять поступила на работу. (7)Мама всегда гордилась тем, что она профессионал. (8)Теперь её профессией стала жизнь. (9)Своим стареющим сыновьям она зарабатывала уже не на жизнь, а саму жизнь: способность прожить не меньше. (10)Как молодой специалист не избежала ошибок. (11)Чем немощней она становилась, тем настойчивей отбывала срок. (12)Никогда ничего не попросить и ни у кого не одалживаться – избыточная самостоятельность её и подвела: каждый день ставя себе цель и неуклонно к ней стремясь, именно с неё она и начала падать, ломая то руку, то ногу, мужественно выкарабкиваясь и ломая снова. (13)Так ей исполнилось восемьдесят пять, и она взяла установку на девяносто. (14)Но её беспокоила нога. (15)Точнее, один на ней палец. (16)Сосуды, возраст… всё это пугало. (17)Мама была нетранспортабельна. (18)Хирург сказал, что если его привезут и отвезут, то он посмотрит. (19)Ему это было некогда и некстати – куда-то ещё ехать. (20)Но уж очень за меня просили. (21)Недовольного и усталого от бессонной ночи не то за хирургическим, не то за праздничным столом, привёз я его. (22)Осмотр длился минуту. (23)Он посоветовал протирать спиртиком. (24)Денег категорически не взял: мамин случай не стоил его вызова. (25)И именно тут, от его неприветливости, я поверил в его великую репутацию и всё-таки спросил напрямую… –(26)Умрёт не от этого, – прямо взглянув мне в глаза, нехотя буркнул он. (27)Я успокоился, перевёл дух и вскоре поехал сопровождать своего двенадцатилетнего Ваню в Абхазию, к морю. (28)Давненько я у него не был, у моря… (29)С маминого восьмидесятилетия, отмеченного так счастливо в той же Абхазии. (30)И вот, выходя с этим трепетом первого в сезоне огурца на пляж, гордясь своим сынком, нетерпеливо стаскивая на ходу фуфайку через голову… (31)Нательный крест у меня был особый, каменный, подаренный мне моим лучшим другом и крёстным, освящённый в Иордане… (32)Монолитный, толстый, он соскользнул с шеи, зацепившись, должно быть, за фуфайку… (33)И вот, падая с метровой всего высоты на беловатый, пористый и присыпанный песочком бетон ступеньки, он раскалывается на кусочки, как рюмочка. (34)И не успел я дойти до моря, как меня всполошённо позвали обратно в корпус, к телефону… (35)«Пока мама жива, мы молоды», – говорят на Кавказе. (По А. Г. Битову**) *Геронтолог – специалист в области геронтологии, науки, которая изучает процесс старения человека и разрабатывает способы замедлить этот процесс **Андрей Георгиевич Битов – русский советский писатель, поэт, сценарист, педагог. Один из основателей постмодернизма в русской литературе.

×

Задание 7

Какие из высказываний соответствуют содержанию текста? Укажите номера ответов. 1. Герой рассказа мальчик Серёжа опаздывал на экзамен. 2. Бабушка просила водителя маршрутного такси подвезти её поближе к отделению хирургии, куда отправили её сельские врачи на лечение. 3. Пассажиры маршрутного такси желали помочь бабушке, но стеснялись это сделать. 4. Сначала Серёже стыдно было помочь бабушке, потому что он думал, что пассажиры назовут его выскочкой. 5. Когда Серёжа обратился с предложением помочь бабушке проводить её и донести сумку, лицо бабушки вдруг как бы помолодело и посветлело. (1)Въехали в город. (2)Снова раздался звонок мобильного. (3)Опять Сашка: – Ну где ты там? (4)Экзамен через пятнадцать минут! (5)Уже все в аудитории! (6)Ты-то ещё сдашь, а мне без тебя конец! (7)Вместо ответа Серёжа вдруг спросил: – Ты знаешь адрес травматологии? (8)Что случилось, что с тобой? – заволновался Сашка. –(9)Да бабушке надо! – (10)Какой бабушке? (11)О чём ты? (12)Не знаю я никакого адреса! – завопил в трубку приятель. (13)Серёжа нажал на кнопку телефона. (14)Бабушка в отчаянии продолжала просить водителя подвезти её поближе к отделению, куда направили её сельские врачи на лечение, объясняя, что не дойти ей самой – даже шаг ступить трудно. (15)Тот отвечал уже не насмешливо, а крайне раздражённо и даже резко, что и остальным не так легко, как кажется, что у него пассажиры и он не собирается искать какой-то там корпус. (16)Тем временем все притихли, и тошно стало Серёже от тишины, и по груди разлился жар, что-то давило, щемило. (17)«Ну что мы за чурбаны – и эти женщины, и этот мужчина, и водитель, и я: нет бы бабушку проводить, а я сижу молча, будто нет меня тут, будто оглох я и все оглохли…» (18)Стыдно, что некому помочь бабушке, стыдно и самому помощь предложить. (19)Скажут, что выскочка. (20)Видел он, как покосилась на него соседка, когда он у Сашки адрес травматологии спрашивал. (21)Сидел Серёжа в волнении, а в душе его – буря, борьба, презрение к своей слабости. (22)Между тем водитель подъехал к главному корпусу краевой больницы, открыл дверь, и бабушка в смятении выбралась из маршрутного такси под недовольные вздохи пассажиров. (23)Дверь захлопнулась, машина отъехала от здания. (24)И вдруг Серёжа понял, что уходит мгновение, когда он ещё может помочь не только бедной старушке, но и самому себе. (25)Помочь остаться человеком. (26)А потом, через мгновение, будет поздно… –(27)Остановите! – крикнул Серёжа. –(28)Мне тоже здесь! (29)Водитель притормозил. –(30)О Господи, то один, то другой! (31)Мы доедем сегодня или нет?! – услышал Серёжа вслед чей-то недовольный голос. (32)Паренёк очутился на улице. (33)Бабушка в растерянности стояла перед огромным современным зданием краевой больницы. –(34)Я вам помогу, провожу, сумку донесу, – сказал Серёжа, смутившись. (35)Бабушка удивлённо взглянула на него, и вдруг её старое и сморщенное лицо вдруг как бы помолодело и посветлело. –(36)Так вот она, голубчик, оказывается, травматология-то, к главному зданию пристроена! (37)А ты опоздал, внучек, на экзамен-то! (38)Прости уж меня, квочку старую, я тебя взбаламутила… (39)А душенька у тебя, сынок, настоящая! (40)А Серёжа шёл со старушкой и думал о том, что невозможно быть настолько внимательным старому человеку. (41)И про экзамен-то она знает, и что душа у него есть, знает. (42)И было ему в этот миг легко и весело… (По Н. С. Кухаревой*) *Наталья Сергеевна Кухарева – российская писательница, автор рассказов о молодёжи.

×

Задание 8

Какие из высказываний соответствуют содержанию текста? Укажите номера ответов. 1. В центре повествования эпизод из жизни героя-рассказчика, когда он ехал в купе поезда вместе с фронтовиком-инвалидом и его супругой. 2. Герой-рассказчик сразу заметил, что жена не любит мужа-инвалида. 3. Инвалид был известный художник, ехал с ответственного совещания, а жена его сопровождала, чтобы ему было не так трудно в пути. 4. Жена фронтовика практически не заботилась о муже-инвалиде, было видно, что домашние дела муж привык выполнять самостоятельно. 5. Автору текста такую любовь мужчины, прошедшего войну, и его супруги, понять было непосильно. (1)В купе поезда, куда я вошёл с опозданием, человек с одной рукой, судя по возрасту, инвалид войны, надевал миловидной, молодящейся даме мягкие тапочки с розочками-аппликациями на носках. (2)Обутая и ободрённая, дама ушла в коридор, скучая, смотрела в окно. (3)Инвалид принялся заправлять постели. (4)Ничего не скажешь, делал он эту работу одной рукой довольно ловко, хотя и не очень споро, – привык, видать, заниматься домашними делами. (5)Но одна рука есть одна рука, и он устал изрядно, пока заправил две постели. (6)– Мурочка! (7)Всё в порядке, – известил он даму и присел к столику. (8)Дама вошла в купе, пальчиком подправила не совсем ловко заделанную под матрац простыню и победительно взглянула на меня: «Вот как он меня любит!» (9)Инвалид по-собачьи преданно перехватил её взгляд. (10)Потом они препирались насчёт нижнего места, и дама снисходительно уступила: (11)– Ну, хорошо, хорошо! – (12)Поцеловала усталого спутника, мужа, как выяснилось потом, пожелала ему спокойной ночи и стала устраиваться на нижнем месте. (13)Сходив в туалет, инвалид попытался молодецки вспрыгнуть на вторую полку – не получилось. (14)Он засмущался, начал извиняться передо мной, спрашивать у Мурочки, не потревожил ли её. (15)– Да ложись ты, ради Бога, ложись! (16)Что ты возишься? – строго молвила дама, и супруг её снова заизвинялся, заспешил. (17)Дело кончилось тем, что мне пришлось помочь ему взобраться на вторую полку. (18)Поскольку были мы оба фронтовики, то как-то и замяли неловкость, отшутились. (19)Познакомились. (20)Инвалид был известный архитектор, ехал с ответственного совещания, жена его сопровождала, чтобы ему не так трудно было в пути. (21)Долго не мог уснуть архитектор на второй полке, однако шевелиться боялся: не хотел потревожить свою Мурочку. (22)И я подумал, что любовь, конечно, бывает очень разная и, наверное, я её понимаю как-то упрощённо, прямолинейно или уж и вовсе не понимаю. (23)Во всяком разе, такую вот любовь, если это в самом деле любовь, мне постичь было непосильно. (По В. П. Астафьеву*) *Виктор Петрович Астафьев – советский и российский писатель, эссесист, драматург, сценарист. Важные темы творчества писателя – военно-патриотическая и деревенская. Книги В. П. Астафьева за их живой литературный язык и реалистичное изображение военного и деревенского быта были популярны в СССР и за рубежом и переведены на многие языки мира.

×

Задание 9

Какие из высказываний не соответствуют содержанию текста? Укажите номера ответов. 1. В тексте В. Н. Ганичев рассказывает о печальной старости Фёдора Фёдоровича Ушакова, когда он оказался забытым после того, как прошло пять лет после отставки флотоводца. 2. Фёдор Фёдорович Ушаков провёл сорок кампаний, ни в одном сражении не потерпел поражения. 3. Автор текста считает, что современники не хотят замечать талантливых и гениальных людей в своём окружении. 4. Блестящие победы русского флота сделали Фёдора Фёдоровича Ушакова самолюбивым, чёрствым человеком. 5. Находясь на берегу реки, великий русский флотоводец вспоминал свои дальние походы и морские сражения. (1)На берегу реки сидел старый человек в морском мундире. (2)Последние предосенние стрекозы трепетали над ним, некоторые садились на потёртые эполеты, передыхали и вспархивали, когда человек изредка шевелился. (3)Ему было душно, он расслаблял рукой уже давно расстёгнутый воротник и замирал, вглядывался слезящимися глазами в ладошки небольших волн, похлопывающих речку. (4)Что виделось ему сейчас в этом мелководье? (5)О чём думал он? (6)До недавнего времени он ещё знал, что одержал великие победы, что сумел вырваться из плена старых теорий и открыл новые законы морского боя, что создал не одну непобедимую эскадру, воспитал немало славных командиров и экипажей боевых кораблей. (7)Но прошло едва ли десять лет после его отставки, и о нём постарались забыть и в императорском дворце, и в Адмиралтействе, и в штабах флотов и морских училищ. (8)Вот и заканчивал свой век забытый властью и флотскими командирами здесь, в центре России, на Тамбовщине, Фёдор Фёдорович Ушаков, опальный русский флотоводец. (9)Сорок кампаний провёл он, ни в одном сражении не потерпел поражения. (10)Блестящие победы русского флота под его началом сделали имя Фёдора Ушакова легендарным. (11)Но мало кто помнил об этом тогда в России... (12)Современники часто не замечают таланта, гения, пророка в своём окружении. (13)Они не могут, а если вспомнить историю, то и не хотят выделять выдающиеся, их превосходящие способности ближнего. (14)С раздражением говорят о таком человеке, возводя его в лучшем случае в разряд чудаков и людей везучих... (15)Звуки того дня перемешивались в нём, наплывали один на другой, заставляя вздрагивать, озираться. (16)Он вспоминал о дальних походах и сражениях. (17)Глаза его были открыты, но взор бродил где-то там, по далёким рейдам, бухтам и гаваням, натыкался на крепостные стены и прибрежные рифы. (18)Набежал ветер, пытаясь закутать, запеленать одинокого адмирала, а тот отстранял его рукой, пробуя задержать видeния прошлого. (По В. Н. Ганичеву*) *Валерий Николаевич Ганичев – советский и российский писатель, журналист, общественный деятель, председатель Союза писателей России.

×

Задание 10

Какие из высказываний соответствуют содержанию текста? Укажите номера ответов. 1. Иван Михайлович, находясь после операции в больнице, проводил почти всё время в заботах о других больных, особое внимание уделяя Андрею – парнишке в гипсовой повязке. 2. Поступивший в палату молодой мужчина Володя был моряком и раздробил себе ногу, находясь в длительном плавании. 3. Долгое время Володя не мог прийти в себя после ампутации ноги. 4. По мнению автора текста, Володя смог поверить в себя и вернуться к жизни благодаря беседам с Иваном Михайловичем, благодаря его мудрым и простым словам. 5. Общаясь с Володей, Иван Михайлович подбодрил парня, сказав, что теперь можно жить и с протезами полноценной жизнью, и позвал к себе в Великий Новгород на лето. (1)На фотографии Иван Михайлович кажется серьёзным, даже суровым. (2)Она нередко обращает мою память к Ивану Михайловичу. (3)В пятиместной палате койка его стояла напротив другой, несколько дней пустовавшей. (4)И если кто-либо обращал внимание на неё, Иван Михайлович неизменно повторял: «Так слава Богу, как говорится, одним больным на свете и поменьше...» (5)Сам он после операции мог лежать в постели три-четыре дня. (6)Остальные проводил в заботах о соседях. (7)Особенно много внимания он уделял Алёше – парнишке в большой гипсовой повязке. (8)Ухаживал за ним, как нянечка. (9)И всем другим в палате помогал: умоет тех, кто пока сам не может этого сделать, чаем свежезаваренным напоит, грелку нальёт, кому понадобится, одеяло поправит, у кого сползёт. (10)Благодаря Ивану Михайловичу Алёша прямо-таки переродился. (11)Войду в палату – он теперь улыбается, приветливо говорит «доброе утро», «спасибо». (12)Раньше такой общительности за ним не замечалось. (13)Всё же пришёл тот день, когда долго не занятая в палате койка понадобилась. (14)На неё положили молодого мужчину – моряка, накануне вернувшегося из длительного плавания. (15)Он куда-то торопился, вскочил на ходу в вагон, сорвался с подножки и ногой попал под колесо. (16)Раздробленную голень пришлось ампутировать. (17)Иван Михайлович весь остаток ночи провёл без сна и во многом помог сестре. (18)– У нас пополнение... (19)Вот Володя поступил, несчастье-то какое произошло... – нарушил тишину Иван Михайлович. (20)Повязка на лице Ивана Михайловича сбилась, глаза выражали усталость. (21)Остальные лежали молча, уткнувшись головой в подушку. (22)Алёша забыл поприветствовать меня. (23)А Володя словно застыл. (24)Он смотрел в одну точку и вряд ли что видел или слышал. (25)Остывший завтрак стоял на тумбочке нетронутым. (26)Я говорила слова утешения, призывала его собрать все силы, чтобы пережить горе. (27)Называла имена известных людей, перенёсших подобную трагедию, но сумевших подняться над ней, рассказывала о солдатах с тяжёлыми ранениями, полученными на фронтах Великой Отечественной войны, изувеченных, но определивших для себя место в жизни. (28)Повернул ко мне лицо Володя: высокий лоб, большие глаза. (29)Еле слышно ответил: «Что делать, на протезе ходить буду...» (30)Теперь уже не могу вспомнить точно, когда в палате появились первые приметы восстановленного покоя. (31)Алёша снова начал произносить «доброе утро», и все обитатели палаты вторили ему. (32)Однажды утром, войдя к ним, сразу обратила внимание на стол. (33)Иван Михайлович расставил на нём какие-то вкусные припасы. (34)Глаза его с лукавой хитринкой будто говорили: «Смотри и любуйся». (35)Я смотрела и любовалась. (36)Готовился завтрак в честь окончательного появления у Володи радости жить. (37)Опираясь ладонями на край накрытого стола, на котором лежали и бумажные салфетки с зелёной каёмочкой (трогательный намёк на домашний уют), Иван Михайлович произнёс слова, простые и мудрые: (38)– Что я Володе-то говорю. (39)Живой остался, вот и ладно. (40)Парень молодой, собой пригожий, специальность есть и морская, и земная. (41)Протезы ноне делают, паря, – от здоровой ноги не отличишь. (42)Летом приедешь к нам в Устюг Великий. (43)Отдохнуть у нас можно. (44)А невесты-то у нас до того хороши, что нигде таких, паря, нету... (45)– Иван Михайлович всё верно говорит. (46)Он так много сделал для меня в эти тяжёлые дни... (47)А жениться к Вам в город приеду, Иван Михайлович, – приподнявшись на локти и весело улыбаясь, добавил Володя. (48)Чтобы вот так улыбнулся он, сколько было всего переговорено в пятиместной палате за долгие дни. (49)Он поверил в себя снова. (50)Как повезло ему, что имел он возможность в беде своей оказаться рядом с Иваном Михайловичем. (По Н. И. Батыгиной*) *Батыгина Надежда Ивановна (1919–1990) – хирург, кандидат медицинских наук, заведовала хирургическим отделением, автор более 28 научных работ.