FreeCDZ

Задание ЕГЭ № 23. Вариант 5

×

Задание 1

Какие из высказываний соответствуют содержанию текста? Укажите номера ответов. 1. Сосед-лейтенант решил устроить побег из немецкого плена, вооружившись кухонным ножом. 2. Все последние дни, находясь в плену, Сотников чувствовал себя очень плохо. 3. Русские солдаты воспользовались замешательством немцев и принялись бежать прочь. 4. Замешательство немцев длилось недолго, где-то минут пять, после чего они принялись обстреливать русских солдат. 5. В момент побега у обессилевшего Сотникова появились силы, так как солдат понимал, что он жив. (1)Все последние дни Сотников был словно в прострации. (2)Чувствовал он себя скверно: обессилел без воды и пищи. (3)И он молча, в полузабытьи, сидел среди тесной толпы людей на колючей, сухой траве без особых мыслей в голове и, наверно, потому не сразу понял смысл лихорадочного шёпота рядом: «Хоть одного, а прикончу. Всё равно…» (4)Сотников осторожно повёл в сторону взглядом: тот самый его сосед-лейтенант незаметно для других доставал из-под грязных бинтов на ноге обыкновенный перочинный ножик, и в глазах его таилась такая решимость, что Сотников подумал: такого не удержишь. (5)Двое конвоиров, сойдясь вместе, прикуривали от зажигалки, один на коне чуть поодаль бдительно осматривал колонну. (6)Они ещё посидели на солнце, может, минут пятнадцать, пока с холма не послышалась какая-то команда, и немцы начали поднимать колонну. (7)Сотников уже знал, на что решился сосед, который сразу же начал забирать из колонны в сторону, поближе к конвоиру. (8)Конвоир этот был сильный, приземистый немец, как и все, с автоматом на груди, в тесном, пропотевшем под мышками кителе; из-под мокроватой с краев суконной пилотки выбивался совсем не арийский — чёрный, почти смоляной чуб. (9)Немец торопливо докурил сигарету, сплюнул сквозь зубы и, по-видимому, намереваясь подогнать какого-то пленного, нетерпеливо ступил два шага к колонне. (10)В то же мгновение лейтенант, словно коршун, бросился на него сзади и по самый черенок вонзил нож в его загорелую шею. (11)Коротко крякнув, немец осел наземь, кто-то поодаль крикнул: «Полундра!» — и несколько человек, будто их пружиной метнуло из колонны, бросились в поле. (12)Сотников тоже рванулся прочь. (13)Замешательство немцев длилось секунд пять, не больше, тотчас же в нескольких местах ударили очереди — первые пули прошли над его головой. (14)Но он бежал. (15)Кажется, никогда в жизни он не мчался с такой бешеной прытью, и в несколько широких прыжков взбежал на бугор с сосенками. (16)Пули уже густо и беспорядочно пронизывали сосновую чащу, со всех сторон его осыпало хвоей, а он все мчал, не разбирая пути, как можно дальше, то и дело с радостным изумлением повторяя про себя: «Жив! Жив!» (По В. В. Быкову*) *Василь Владимирович Быков — советский и белорусский писатель, общественный деятель. Большинство его произведений — повести, действие которых происходит во время Великой Отечественной войны и в которых показан нравственный выбор человека в наиболее драматичные моменты жизни.

×

Задание 2

Какие из высказываний НЕ соответствуют содержанию текста? Укажите номера ответов. 1. Рассказчик бросил занятия в университете, потому что был не в силах совмещать дальние экспедиции и занятия в университете. 2. Даже будучи уже квалифицированным геологом, рассказчик ощущал потребность в высшем образовании. 3. Рассказчик экстерном закончил Ленинский горный институт. 4. Рассказчик никогда не ругал себя за то, что не довёл своё учение до конца в молодости. 5. Рассказчик испытывает благодарность по отношению к своим учителям и говорит, что ему очень повезло с педагогами. (1)Осенью 1925 года я поступил в Академию наук лаборантом геологического музея. (2)Казалось бы, мне оставалось только закончить университет. (3)На деле получилось совсем не так. (4)Разнообразная деятельность лаборанта, сама наука так увлекли меня, что я часто засиживался в лаборатории до ночи. (5)Всё труднее становилось совмещать столь интенсивную работу с занятиями. (6)К тому же с весны до глубокой осени приходилось бывать в экспедициях. (7)Вскоре я совсем оставил занятия, будучи не в силах совмещать дальние экспедиции в Среднюю Азию и Сибирь, где я уже работал в качестве геолога, хотя и не имел ещё диплома. (8)Мне посчастливилось быть в рядах тех геологов, которые открыли пути ко многим важным месторождениям полезных ископаемых. (9)Эта трудная работа так увлекала нас, что мы забывали всё. (10)Забыл и я о своём учении. (11)Я то и дело спотыкался, когда приходилось отстаивать свои взгляды или выставлять проекты новых исследований, терялся, когда необходимо было «защищать» открытые месторождения. (12)Наконец мне стало ясно, что без высшего образования мне встретится слишком много досадных препятствий. (13)Будучи уже квалифицированным геологом, я ходатайствовал о разрешении, в порядке исключения, окончить экстерном Ленинградский горный институт. (14)Мне пошли навстречу, и в течение двух с половиной лет удалось, не прерывая работы, закончить его. (15)Сколько я каялся и бранил себя за то, что оставил учение и не довёл его до конца раньше, когда у меня было ещё мало обязанностей, накоплено мало исследований, требовавших спешного завершения! (16)Сейчас, когда я, пожилой, много видевший учёный и писатель, смотрю в прошлое, мне ясно, что стремление и воля к знаниям не оставляли меня. (17)Я пробивался к знаниям, чувствуя и понимая, какой огромный и широкий мир открывается передо мной в книгах, исследованиях, путешествиях. (18)Но каковы бы ни были мои способности и желания, сделать доступным всё духовное богатство мира могло лишь систематическое образование. (19)Всё это: школа и уроки, диктовки и задачи – было трудным препятствием, но в то же время и ключом, открывшим ворота в новое, интересное, прекрасное. (20)Мне повезло с учителями: на пути оказались хорошие, высокой души люди. (21)Настоящие педагоги, сумевшие разглядеть в малообразованном, плохо воспитанном, подчас просто грубом мальчишке какие-то способности. (22)Но мне думается, что если бы этого не случилось, то всё равно я продолжал бы преодолевать все трудности учения. (23)Воля, как и всё остальное, требует закалки и упражнения. (24)То, что казалось трудным вчера, становится лёгким сегодня, если не уступать минутной слабости, а бороться с собой шаг за шагом, экзамен за экзаменом. (25)Тренировка стойкости и воли проходит незаметно. (26)Когда учишься ездить на автомашине, трудно справляться с ней и следить за дорогой, знаками, пешеходами. (27)И вдруг вы перестаёте замечать свои действия, машина становится послушной и не требующей напряжённого внимания. (28)Так и с трудностями учения. (29)Привычка к их преодолению приходит незаметно, учиться становится легко, только нельзя давать себе распускаться и жалобиться. (30)Товарищи будут с уважением называть такого человека собранным, волевым, мужественным, а он будет удивляться: что такого в нём нашли особенного? (31)И если вы действительно стремитесь к знаниям, то не поддавайтесь слабости, никогда не отменяйте своего решения! (32)Дорогу осиливает и ослабевший человек, пока он идёт. (33)Но если он присядет отдохнуть, ему будет трудно подняться, много труднее, чем продолжать идти! (По И. А. Ефремову*) *Иван Антонович Ефремов (1908–1972) — русский советский писатель-фантаст, учёный-палеонтолог, философ.

×

Задание 3

Какие из высказываний НЕ соответствуют содержанию текста? Укажите номера ответов. 1. Всё сущее, всё живое: камни, ветер, реки, огонь, животных, птиц, растения — всё это Дерсу Узала называл словом «люди». 2. Дерсу Узала никогда не стрелял в живое ради забавы. 3. Арсеньев как-то ради забавы застрелил ворону. 4. Дерсу Узала в области охраны природы и установления экологического равновесия был образованнее и культурнее многих людей с высшим образованием. 5. В 1975 году китайский классик Акира Куросава снял фильм «Дерсу Узала», в котором представлены глубокие размышления о прогрессе, человеке и его месте в мире. (1)Одним из наставников Владимира Арсеньева в походах по горно-таёжным дебрям Дальнего Востока стал нанайский охотник Дерсу Узала. (2)Никогда и нигде не учившийся, не умевший ни читать, ни писать, он обладал самым настоящим экологическим сознанием. (3)Оно было впитано им сызмальства. (4)Дерсу был не пришельцем извне, уссурийская тайга была его миром и домом. (5)Всё сущее он называл «люди». (6)Камни, ветер, река, огонь — всё это было для него «люди», не говоря уж о животных и растениях. (7)Всё жило своей сокровенной жизнью, составляя удивительную таёжную симфонию. (8)Не зная таких понятий, как экологическое равновесие или биологическая система, Дерсу, конечно же, хорошо представлял, что это такое. (9)Когда Арсеньев, задумавшись о чём-то, бросил в костёр кусочек мяса, Дерсу выхватил его из огня и отчитал «капитана»: разве можно сжигать пищу? (10)Уйдём отсюда мы — придут другие люди. (11)Не енот — так барсук, не белка — так мышь или муравей… (12)Дерсу никогда не стрелял в живое понапрасну. (13)Если продовольствия в отряде хватало, он, имея возможность добыть нескольких изюбрей, мог ограничиться рябчиком. (14)Когда один из солдат забавы ради прицелился в ворону, Дерсу его остановил. (15)Арсеньев говорил, что к идеям охраны природы, разумного пользования её дарами дикарь Дерсу стоял куда ближе многих европейцев, слывущих людьми образованными и культурными. (16)Сам Арсеньев вёл себя в тайге подобно Дерсу и не убивал зазря. (17)Он с горечью наблюдал за тем, насколько кардинально меняются некогда дикие ландшафты. (18)Первобытные леса вырубались и выжигались, зверья и рыбы становилось меньше, вместо рёва тигра зазвучал свисток паровоза. (19)В 1975 году японский классик Акира Куросава снял в Приморье фильм «Дерсу Узала». (20)Переводить прозу Арсеньева на язык кино непросто, но режиссёр сумел справиться с этой задачей. (21)И в книге Арсеньева, и в неторопливой философской ленте Куросавы – размышления о прогрессе, ответственности, человеке и его месте в мире. (По В. О. Авченко*) *Василий Олегович Авченко (род. в 1980 г.) — российский писатель и журналист.

×

Задание 4

Какие из высказываний соответствуют содержанию текста? Укажите номера ответов. 1. Солдат Семён был с забинтованной головой и перевязанной грудью, истекал кровью. 2. Именно Семён обратился к врачу с просьбой взять героев-повествователей в вагон для тяжелораненых. 3. Врач быстро согласился на просьбу солдата Семёна и произнес: «Живите, ребятки». 4. Остальные раненые солдаты внимательно прислушивались к переговорам врача и Семёна, так как не хотели брать лишних солдат в и без того переполненный вагон. 5. Герои-повествователи, когда попали в вагон для тяжелораненых, ещё не понимали истинного смысла фразы «Пускай живут!» (1)В дверях вагона стоял рослый молодой солдат с забинтованной головой и перевязанной грудью. (2)Бинты белели из-под расстёгнутой рубахи. (3)Сквозь перевязки просачивалась кровь, и мы, не смея заговорить, глядели на всё расплывающееся пятно. (4)— Дяденька, у вас кровь идёт... — сказали мы наконец, пошептавшись между собой и собрав весь скудный запас русских слов, которые заучили по дороге. (5)— Ничего, ребятки, у нас крови хватит... (6)А вы сами откуда? (7)Отступаете? — спросил он, скорее отгадав, чем разобрав наши слова. (8)Мы, запинаясь, мешая русские слова с литовскими, перебивая друг друга, объясняли, кто мы такие. (9)Солдат терпеливо слушал, хотя, может быть, ничего не понимал, а из-за спины его выглядывали другие бойцы, тоже перевязанные, тоже раненные. (10)И у всех у них были бледные, измученные, озабоченные лица. (11)А потом тот самый солдат — товарищи называли его Семёном — спрыгнул и, пошатываясь как пьяный, подошёл к военному врачу, отдававшему строгие приказания стайке медицинских сестёр. (12)Совсем не по-солдатски, осторожно дотронувшись до гимнастёрки врача, Семён кивнул в нашу сторону. (13)Качая забинтованной головой, он что-то вполголоса растолковывал доктору. (14)— Нельзя, говорят тебе, нельзя! — сурово отвечал ему врач, сопровождая свои слова энергичным взмахом руки, словно топором рубил. (15)Солдат не унимался, говорил всё громче, уже придерживая одной рукой свою кровоточащую голову, но мы слышали всего два слова: (16)— Пускай живут! (17)Сгрудившиеся в дверях солдаты, внимательно прислушивавшиеся к переговорам, повторяли то же самое, хоть немного на свой лад: (18)— Пусть живут, доктор! (19)Из глубины вагона, где, как видно, лежали ещё более тяжело раненные, доносилось приглушенным стоном: (20)— Пусть, пусть... живут... (21)Врач нахмурил седые брови и, окинув строгим взглядом зенитки, подготовившиеся к наземной стрельбе, окутанный клубами паровоз, дырявую стеклянную крышу перрона, с внезапно прояснившимся лицом махнул нам: (22)— Живите, ребятки! (23)И хотя тогда мы не знали истинного смысла этих слов, но ясно поняли, что уже не остаёмся одни на разрушенной станции, что наконец мы спасены... (24)Довольные солдаты поманили нас, покрикивая: «Скорей, скорей!» — и мы вскочили в вагон для тяжелораненых. (По М. Слуцкису*) *Миколас Слуцкис — литовский писатель. Автор многочисленных романов, повестей и рассказов. Рассказы писателя глубоко лиричны и отличаются точностью психологического анализа.

×

Задание 5

Какие из высказываний соответствуют содержанию текста? Укажите номера ответов. 1. Для автора текста Петербург — не совсем чужой город, так как в нём родились дед и бабушка рассказчика. 2. Петербург по количеству каменных зданий, построенных до 1917 года, занимает первое место среди европейских столиц. 3. Автора текста восхищает пейзаж в Петербурге. 4. Рыбаки с удочками стали стоять на набережных Невы только после 1917 года. 5. По мнению автора текста, красота Петербурга позволяет забыть о перенесённых этим городом в XX веке немыслимых испытаниях. (1)Мой дед родился в Кронштадте, моя жена — ленинградка, так что в Петербурге я чувствую себя не совсем чужим. (2)Впрочем, в России трудно найти человека, в чьей жизни этот город ничего бы не значил. (3)Все мы так или иначе связаны с ним, а через него друг с другом. (4)В Петербурге мало зелени, зато много воды и неба. Город раскинулся на равнине, и небо над ним необъятно. (5)Можно подолгу наслаждаться спектаклями, которые на этой сцене разыгрывают облака и закаты. (6)Актёрами управляет лучший на свете режиссёр — ветер. (7)Декорации из крыш, куполов и шпилей остаются неизменными, но никогда не надоедают. (8)В 1941 году Гитлер решил выморить ленинградцев голодом и стереть город с лица земли. (9)«Фюрер не понимал, что распоряжение взорвать Ленинград равносильно приказу взорвать Альпы», — заметил писатель Даниил Гранин. (10)Петербург — каменная громада, по своей слитности и мощи не имеющая равных среди европейских столиц. (11)В нём сохранилось свыше восемнадцати тысяч зданий, построенных до 1917 года. (12)Это больше, чем в Лондоне и Париже, не говоря уж о Москве. (13)Через несокрушимый, высеченный из камня лабиринт течет Нева с её притоками, протоками и каналами. (14)В отличие от неба, вода здесь не свободна, она говорит о могуществе империи, сумевшей заковать её в гранит. (15)Летом у парапетов на набережных стоят рыбаки с удочками. (16)Под ногами у них лежат полиэтиленовые кульки, в которых трепещут пойманные рыбёшки. (17)Такие же ловцы плотвы и кóрюшки стояли здесь и при Пушкине. (18)Так же серели тогда бастионы Петропавловской крепости и дыбил коня Медный всадник. (19)Разве что Зимний дворец был тёмно-красным, а не зелёным, как сейчас. (20)Кажется, ничто вокруг не напоминает о том, что в двадцатом столетии трещина русской истории прошла через Петербург. (21)Его красота позволяет нам забыть о перенесённых им немыслимых испытаниях. (По Л. А. Юзефовичу*) *Леонид Абрамович Юзефович — русский писатель, сценарист и историк. Автор детективных и исторических романов.

×

Задание 6

Какие из высказываний НЕ соответствуют содержанию текста? Укажите номера ответов. 1. Лосев зашёл на выставку, потому что давно хотел посмотреть картины современных художников. 2. Лосев не любил историческую живопись, которая обогащает человека новыми знаниями. 3. Девушка ответила на все интересующие Лосева вопросы и сказала, какая река изображена на картине. 4. На картине «У реки» Лосев увидел знакомый ему с детства пейзаж. 5. Из глубины картины к Лосеву донёсся певучий голос его матери. (1)Дождь застиг Лосева на Кузнецком мосту. (2)Чтобы не мокнуть, Лосев зашёл на выставку. (3)До начала совещания оставалось часа полтора. (4)Не торопясь он ходил из зала в зал, отдыхал от московской суеты. (5)После мокрых весенне-холодных улиц, переполненных быстрыми столичными людьми, здесь было тихо, тепло. (6)Что касается картин, развешанных на этой мешковине, у Лосева они не вызывали интереса. (7)Лично он любил живопись историческую, например, как Пётр Первый спасает солдат, или Иван Грозный убивает сына, или же про Степана Разина, также батальные сцены — переход Суворова через Альпы. (8)Нравились ему и портреты маршалов, полководцев, известных деятелей искусства. (9)Чтобы картина обогащала знаниями. (10)Здесь же висели изображения обыкновенных стариков, подростков, разложенных овощей и фруктов с разными предметами. (11)Лосев не мог представить себе, куда они все деваются после выставки, где находились до неё и вообще какой смысл создавать их для такого временного назначения. (12)Музеи — другое дело, в художественных музеях Лосев неоднократно бывал. (13)Неожиданно что-то словно дёрнуло Лосева. (14)Как будто он на что-то наткнулся. (15)Но что это было — он не понял. (16)Кругом него было пусто. (17)Он пошёл было дальше, однако, сделав несколько шагов, вернулся, стал озираться и вновь почувствовал смутный призыв. (18)Исходило это от одной картины, чем-то она останавливала. (19)Осторожно, стараясь не утерять это чувство, Лосев подошёл к ней — перед ним был обыкновенный пейзаж с речкой, ивами и домом на берегу. (20)Название картины «У реки», написанное на латунной дощечке, ничего не говорило. (21)Лосев попробовал получше рассмотреть подробности дома и постройки. (22)Но вблизи, когда он наклонился к картине, пространство берега со всеми деталями стало распадаться на отдельные пятна, которые оказались выпуклыми мазками масляных красок со следами волосяной кисти. (23)Лосев попятился назад, и тогда, с какого-то отдаления, пятна слились, соединились в плотность воды, в серебристую зелень, появились стены дома, облупленная штукатурка... (24)Чем дальше он отходил, тем проступали подробнее крыша, выложенная медными листами с ярко-зелёными окислами, труба, флюгер... (25)Проверяя себя, Лосев стал возвращаться к картине, пока не толкнул девицу, которая стояла с блокнотом в руках. — (26)Картины не нюхать надо, а смотреть, — сказала она громко и сердито, не слушая его извинений. — (27)Ну конечно, смотреть, вот я и засмотрелся, — простодушно сказал он. — (31)Я плохо разбираюсь, может, вы поясните. — (28)Что именно? — сухо спросила девица. — (29)Тут написано «У реки». (30)А что за река? (31)Как её название? (32)Девица усмехнулась. — (33)Разве это имеет значение? — (34)Нет уж, вы позвольте, — поглядывая на картину и всё более беспокоясь, сказал Лосев. — (35)Очень даже имеет. (36)Мало ли рек. (37)Это же конкретно срисовано. — (38)Так не говорят: срисовано, — поучительно пояснила она. — (39)Это был большой мастер, а не ученик. (40)Для него натура являлась средством, вернее, поводом обобщить образ, — тут она стала произносить ещё какие-то слова, каждое из которых было Лосеву известно, но, складываясь в фразу, они почему-то теряли всякую понятность. — (41)Здорово вы разбираетесь. — (42)Лосев вздохнул, показывая восхищение. — (43)Всё же хорошо бы выяснить название. (44)Образ хоть и обобщённый, а местность-то можно ведь уточнить, как по-вашему? — (45)Вряд ли... (46)На картине, несомненно, был изображён старый дом семейства Кислых в его родном Лыкове: та же крыша, тот же флюгер, спуск к речке... (47)Из глубины картины к нему слабо донёсся голос матери: «Серге-ей!» (48)Счастье какое услышать снова певучий её голос. (49)А под ивой за корягой жили налимы, их можно было нащупать там и толкнуть рукой. (50)А на реке пахло брёвнами, дымком от шалашей плотогонов, пахло тиной и ряской, пахло осиной старое корыто, на котором они по очереди плавали по реке. (51)Запахи эти ожили, дохнули из глубины картины. (52)Запах горячих от солнца чугунных столбов, старого причала. (53)К Лосеву вернулся тот огромный мальчишеский мир, шелестела листва, была жива ещё мать. (54)Он ощутил на голове её маленькую жёсткую руку. (55)Было чудо, что художник поймал и заключил навечно в эту белую рамку его, Лосева, воспоминание — со всеми красками, запахами, теплотой. (По Д. А. Гранину*) *Даниил Александрович Гранин (1919–2017) – советский и российский писатель, участник Великой Отечественной войны, лауреат многих премий.

×

Задание 7

Какие из высказываний НЕ соответствуют содержанию текста? Укажите номера ответов. 1. Когда рассказчик учился в гимназии, он никогда не готовил уроков. 2. Именно в детстве рассказчик был просто человек, он не размышлял о том, что он маленький. 3. Первая мировая война помешала сбыться детским мечтам рассказчика. 4. Работа воспоминаний удивительна: мы всегда можем вспомнить то, что захотим. 5. Рассказчик очень любит воспоминания, так как ещё мало что знает о жизни. (1)Когда я начал учиться в гимназии, мне было лет одиннадцать. (2)Как я воспринимал то обстоятельство, что я живу ещё немного, начал жить ещё очень недавно? (3)Я этого обстоятельства вообще не воспринимал. (4)Скорее, другие мне говорили, что я маленький. (5)Сам я, повторяю, этого не чувствовал, об этом не размышлял. (6)Я не думал о том, что можно быть каким-нибудь другим, кроме того, кем я был. (7)Если мне хотелось быть взрослым, то я думал не о физических изменениях, а только о тех возможностях, которые даны взрослому: не готовить уроки, есть сколько хочешь пирожных. (8)Я был человек, просто человек, не зная о себе, что я маленький, что только недавно явился в мир, что расту, узнаю, постигаю и тому подобное. (9)Именно –– я был просто человек… (10)Я думал, что после окончания гимназии я куплю велосипед и совершу на нём поездку по Европе. (11)Первая мировая война ещё не начиналась, ещё всё было очень старинно: солдаты в чёрных мундирах с красными погонами, зверинец на Куликовом поле с одним львом, говорящая голова в зеркальном ящике в балагане. (12)Ещё бывала первая любовь, когда девочка смотрела на тебя с балкона, и ты думал, не уродлив ли ты. (13)Ещё отец девочки, моряк в парадном мундире, гремя палашом1, шёл тебе навстречу и отвечал тебе на поклон, отчего ты бежал во весь дух, сам не зная куда, обезумевший от счастья. (14)Ещё продавали из-за зелёного прилавка квас по две копейки за стакан, и ты возвращался после игры в футбол, неся в ушах звон мяча… (15)Я не купил велосипеда и не совершил путешествия по Европе. (16)Горел Верден, Реймский собор, в котором в своё время венчалась с французским королём дочь Ярослава Мудрого. (17)Появились первые танки, и впервые аэропланы стали сбрасывать бомбы. (18)Однако в музеях по-прежнему висели необыкновенные картины, прекрасные, как деревья на закате. (19)Во сне я иногда вижу своё пребывание в Европе, которого никогда не было. (20)Чаще всего мне снится Краков в виде стены, идущей кверху вдоль дороги, старой стены, с которой свисают растения, стучащие по ней ветками и шелестящие цветами… (21)Удивительная работа воспоминания. (22)Мы вспоминаем нечто по совершенно неизвестной нам причине. (23)Скажите себе: «Вот сейчас я вспомню что-нибудь из детства», закройте глаза и скажите это. (24)Вспомнится нечто совершенно непредвиденное вами. (25)Участие воли здесь исключено. (26)Картина зажигается, включённая какими-то инженерами позади вашего сознания. (27)Какая чудесная вещь –– свобода воспоминаний! (28)Какая прелесть в том, что они появляются, как им угодно, и никак мы не можем заставить себя вспомнить именно это, а не другое. (29)Разумеется, есть точная закономерность этого возникновения, но — дудки — мы её никогда не поймём. (30)Так, вспоминаю я, как вышли мы в море на яхте «Увлечение». (31)Мы –– это знаменитый одесский врач Егор Степанович Главче, его приёмный сын Андронька и я, маленький мальчик Юра. (32)Долго следовало бы описывать яхту: она плоская, вы почти не возвышаетесь над водой –– длинная, узкая, летящая. (33)Нет, это настолько плохое описание, что оно сворачивается. (34)Воспоминания не последует, только опишем, как при нашем возвращении горела вдали огнями Одесса, покинутая нами утром, как, казалось, перебегают с места на место огни, исчезают, опять загораются, как дышит и ходит всё это поле огней… (35)Нет, и это воспоминание, как видно, не получится! (36)Как тихонько под самыми пальцами, которые вы опускали в воду, рокотало и бежало атласное море, рокотало и бежало, тёмное, бежало навстречу нам низко-низко под бортом яхты, на расстоянии локтя –– ещё одного локтя, потому что вы сидели облокотившись… (37)Я ещё люблю вспоминать. (38)Я мало что знаю о жизни. (39)Но мне больше всего нравится, что в ней есть звери, большие и маленькие, что в ней есть звёзды, выпукло и сверкающе смотрящие на меня с ясного неба, что в ней есть деревья, прекрасные, как картины, и ещё многое и многое… (По Ю. К. Олеше*) *Юрий Карлович Олеша (1899–1960) –– русский советский писатель, поэт и драматург, журналист, киносценарист. 1 Палаш –– рубящее и колющее ручное оружие с длинным прямым клинком.

×

Задание 8

Какие из высказываний соответствуют содержанию текста? Укажите номера ответов. 1. Автор считает, что нужно спокойно относиться к полосам удач и неудач в своей жизни. 2. Для каждого человека плохие обстоятельства — это повод для грусти и отчаяния. 3. Сама природа запрограммировала нас так, что мы должны постоянно преодолевать трудности. 4. Автор текста считает, что если в жизни человека будут трудности, то наступит деградация личности. 5. По мнению автора текста, без трудностей жить нельзя. (1)Жизнь состоит из борьбы и разрешения разного рода противоречий. (2)Полосы удач и неудач, счастья и бед распределяются в ней чересполосно. (3)Поэтому видеть её нужно как чёрно-белую зебру, а не как светленького пони или угольно-чёрного жеребца. (4)Тот, кто это знает, относится спокойно к чередованию удач и неудач; он понимает, что это естественное течение человеческой жизни, и не впадает в панику при малейшей неудаче. (5)От подобного понимания жизни зависит многое. (6)Для одного плохие обстоятельства — это повод для самоизоляции, грусти и отчаяния; для другого — стремление превзойти, одолеть несчастья. (7)И например, из одного хилого мальчика может вырасти слабый, завистливый старичок, а из другого — Александр Васильевич Суворов. (8)Скажу тебе больше, и это, может быть, покажется тебе удивительным: сама природа запрограммировала нас так, что мы должны постоянно преодолевать трудности! (9)Нет трудностей — наступает деградация личности. (10)Как должны, обязаны непрерывно тренировать мы свою мускулатуру или внутренние органы, иначе они зачахнут от дисфункции, так должны мы непрестанно тренировать и свою волю преодолением трудностей, перегрузками и постановкой всё более сложных задач, так непрерывно должны тренировать себя преодолением тех чёрных полос, которые с щедростью, в избытке предлагает нам жизнь-зебра. (11)Если нет будней, мы перестаём понимать, что такое праздники. (12)Если нет неприятностей, мы отучаемся понимать, что такое приятное. (13)Я ни в коей мере не призываю тебя искусственно создавать трудные обстоятельства, их будет достаточно и без того. (14)Нет, я просто хочу внушить тебе, что наличие трудностей — дело естественное, и, напротив, если их длительное время почему-то нет, то ты должен этим всерьёз обеспокоиться. (15)Легко жить нельзя! (По Ю. А. Андрееву*) *Юрий Андреевич Андреев — советский и русский писатель, литературовед, публицист. Доктор филологических наук.

×

Задание 9

Какие из высказываний соответствуют содержанию текста? Укажите номера ответов. 1. На берегу реки Чуи двух коров и нескольких овец пасла большая, с рыжими подпалинами лайка. 2. Динка была умнейшей собакой. 3. Хозяйка с лёгкостью продала лайку Динку, так как были нужны деньги. 4. Инженер очень гордился своим приобретением, не мог нахвалиться на Динку. 5. Жизнь лайки Динки на даче у инженера была лучше, чем у охотника на берегу Чуи. (1)На берегу Чуи мы увидели двух коров и несколько овец. (2)Они щипали траву. (3)Вокруг них ходила небольшая, с рыжими подпалинами лайка. (4)Пастуха не было видно. (5)–– И не ищите, –– сказал нам шофёр. (6)–– Динка сама пасёт их. (7)–– Как так? –– удивились мы. (8)–– А вот так. (9)Утром пригоняет их, а вечером ведёт домой. (10)Мы приехали к домику охотника, начало темнеть. (11)У ворот послышалось мычание. (12)Подошли коровы и овцы. (13)Сзади Динка, умнейшая собака непонятной породы. (14)Инженер, который ехал с нами, восхитился и стал торговать у хозяйки собаку. (15)Хозяйка долго не хотела продавать, но инженер уговорил её. (16)Он был очень доволен. (17)–– Вот это собака, –– сказал он, –– трудяга.(18)Не какая-нибудь болонка. (19)Делает дело, оправдывает своё место на земле. (20)Он не мог нахвалиться Динкой, до поздней ночи рассуждал о смысле собачьей жизни. (21)Осенью мы заехали к инженеру. (22)Он жил в дачном посёлке под Москвой. (23)На калитке висела дощечка: «Осторожно: во дворе злая собака». (24)Мы открыли калитку и пошли к дому. (25)Из будки выскочила чёрная, в рыжих подпалинах собака и залаяла на нас. (26)–– Динка, Динка, –– закричали мы. (27)Собака остановилась, внимательно посмотрела, вильнула хвостом и потащилась в будку. (28)Когда мы шли обратно, за заборами на разные голоса лаяли собаки. (29)Их было множество: овчарки, доги, дворняжки, и на каждой калитке висели жестянки о злых собаках. (По Д. А. Гранину*) *Даниил Александрович Гранин — советский и российский писатель, киносценарист, общественный деятель.

×

Задание 10

Какие из высказываний соответствуют содержанию текста? Укажите номера ответов. 1. Настёна пошла замуж без раздумий, плохо представляя, что ждёт её в чужой семье. 2. У свекрови Семёновны был несладкий, ворчливый характер, а с годами отношения Семёновны и Настёны становились только хуже. 3. Именно бездетность заставляла Настёну терпеть характер свекрови, тяжёлую работу, крики и оскорбления мужа. 4. Андрей и Настёна с самого начала семейной жизни мечтали о детях. 5. Начавшаяся Великая Отечественная война сломала многие надежды Настёны. (1)Настёна кинулась в замужество, как в воду, — без лишних раздумий: всё равно придётся выходить, без этого мало кто обходится — чего ж тянуть? (2)И что ждёт её в новой семье и в чужой деревне, она представляла плохо. (3)А получилось так, что из работниц она попала в работницы, только двор другой, хозяйство покрупней да спрос построже. (4)Гуськовы держали двух коров, овец, свиней, птицу, жили в большом доме втроём. (5)Настёна пришла четвёртой. (6)И вся эта тягость сразу свалилась на её плечи. (7)Семёновна давно уже ждала невестку, чтобы сделать себе наконец послабление, и, дождавшись, расхворалась. (8)Но хозяйкой оставалась она, всю жизнь Семёновна крутила это колесо, и сейчас другие руки, взявшиеся за него, казались ей и неловкими и ленивыми потому лишь, что это были не её руки. (9)Характер у неё выказался не сладкий: то она принималась ворчать, не терпя ни возражений, ни оправданий, то в злости надувалась и не хотела сказать ни слова – надо было иметь каменное, как у Настёны, терпение, чтобы не схватиться с ней и не разругаться. … (10)… Впрочем, с годами Семёновна свыклась с Настёной и ворчала всё меньше и меньше, признав, что невестка ей попалась и покладистая, и работящая. (11)Настёна успевала ходить в колхоз и почти одна везла на себе хозяйство. (12)Мужики знали только заготовить дров и припасти сена. (13)Ну и если бы крыша над головой упала, тоже подняли бы, а скажем, принести с Ангары воды или почистить в стайке считалось неприличным для мужика, зазорным занятием. (14)Семёновна на своих ходулях далеко достать не могла, всюду вертелась Настёна, без которой уже нельзя было обойтись, и это поневоле смиряло свекровь. (15)Одно она не хотела ей простить — то, что у Настёны не было ребятишек. (16)Попрекать не попрекала, помня, что для любой бабы это самое больное место, но на сердце держала, тем более что и Андрей у них с Михеичем остался единственным, за первого, второго и третьего, потому что две девчонки до него не выжили. (17)Бездетность-то и заставляла Настену терпеть всё. (18)С детства слышала она, что полая, без ребятишек, баба — уже и не баба. (19)Настёна и не подозревала в себе этой порчи и пошла замуж легко, заранее зная бабью судьбу, радуясь самой большой перемене в своей жизни и немножко, задним числом, как это обычно бывает, жалея, что походила в девках мало. (20)Андрей был с ней ласковым, называл кровиночкой, они на первых порах и не думали о ребятишках, просто жили друг возле друга… (21)Ребёнок мог бы этому счастью даже помешать. (22)Но затем как-то исподволь, исподтишка, оттого лишь, что появилась опасность нарушения извечного порядка семейной жизни, возникла откуда-то тревога: то, чего вначале избегали и боялись, теперь начали караулить — будет или не будет? (23)Шли месяцы, ничего не менялось, и тогда ожидание переросло в нетерпение, потом — в страх. (24)За какой-то год Андрей полностью переменился к Настёне, стал занозистым, грубым, ни с того ни с сего мог обругать, а ещё позже научился хвататься за кулаки. (25)Правда, последний год перед войной они прожили легче, как бы начиная заново свыкаться друг с другом. (26)Ласки от Андрея Настёна по-прежнему видела немного, но и дурить он стал заметно меньше. (27)Настёна и этому была рада: они ещё молодые, со временем всё наладится. (28)И если бы не война, может, так бы оно и вышло, да началась война, покорёжила и не такие надежды. (По В. Г. Распутину*) *Валентин Григорьевич Распутин — советский и российский писатель и публицист, общественный деятель. Один из наиболее значительных представителей «деревенской прозы».