FreeCDZ

Задание ЕГЭ № 2. Вариант 4

×

Задание 1

В тексте выделено пять слов. Укажите варианты ответов, в которых лексическое значение выделенного слова соответствует его значению в этом тексте. Запишите номера ответов в порядке возрастания без пробелов и запятых. Родина! Большое слово. В нём двадцать один миллион квадратных километров и двести миллионов земляков. Но для каждого человека Родина начинается в том селении и в том доме, где он родился. Для нас с тобой – за Днепром, на руднике, в Донбассе. Там прошумела наша весёлая юность – и моя, и твоя. Там степь бескрайна, и небо сурово, и нет на земле парней лучше, чем донбасские парни, и заката красивей, и запаха роднее, чем горький, до сладости горький запах угля и дыма. Для нас с тобой Родина началась здесь. Здесь начало, а конца ей нет. Она безбрежна. Чем больше растёшь, тем шире раздвигаются её границы. Больше дорог – больше сердечных зарубок. В городке на далёкой границе они начали свою красноармейскую службу. В первую ночь они стояли на крепостном валу и глядели вниз, на серо-зелёные камни зданий, на плоские крыши, на яблоневые сады, на этот непонятный и чужой мир, слушали непонятный, чужой говор, скрип арб, рёв буйволов. Но когда через два года уходили они отсюда, город шёл провожать их, и полкового барабана не было слышно из-за гула напутственных криков. Так входили в их сердца разноплемённые края нашей Родины: и чёрные вышки Баку, куда ездили с бригадой шахтёров, и ржавая степь Магнитки, и снега Сибири. Вот и сейчас бой идёт в двух километрах отсюда. Бой за это село, из которого я тебе пишу. Ко мне подходят колхозники. Садятся рядом. Вежливо откашливаясь, спрашивают. О чём? О бое, который кипит рядом? Нет! О Ленинграде! – Ну, как там Ленинград? Стоит, держится? Никогда они не были в Ленинграде, и родных там нет, – отчего же тревога в их голосе, неподдельная тревога? Отчего же болит их сердце за далёкий Ленинград, как за родное село? И тогда я понял. Вот что такое Родина: это когда каждая хата кажется тебе родной, и каждая старуха в селе – родной матерью. Родина – это когда каждая горючая слеза наших женщин огнём жжёт твоё сердце. Каждый шаг фашистского кованого сапога по нашей земле – точно кровавый след в твоём сердце. (По Б.Л. Горбатову) 1) ГОРЬКИЙ. Имеющий своеобразный едкий и неприятный вкус. Горькое лекарство. 2) ГРАНИЦА. Линия раздела между территориями, рубеж. Государственная граница. 3) МИР. Совокупность всех форм материи в земном и космическом пространстве, Вселенная. Происхождение мира. 4) БАРАБАН. Ударный мембранный музыкальный инструмент в виде цилиндра, сверху и снизу обтянутого кожей. Бить в барабан. 5) ДЕРЖАТЬСЯ. Не сдаваться, сопротивляться. Держаться до прибытия подкрепления.

×

Задание 2

В тексте выделено пять слов. Укажите варианты ответов, в которых лексическое значение выделенного слова соответствует его значению в этом тексте. Запишите номера ответов в порядке возрастания без пробелов и запятых. Люди всегда благодарны тем, кто нашёл в себе мужество и силы совершать великое. Человеческая память хранит имена героев и их свершения. Николай Пржевальский променял великосветский Петербург, парады и банкеты на тишину пустынь, дым костров, стоптанные сапоги, голод и жажду. В его честь Академией наук была выбита специальная медаль... Молодой кандидат медицинских наук Анатолий Шаткин привил себе вирус трахомы, чтобы другие люди никогда не болели этой ужасной болезнью! И это тоже настоящий подвиг! Но ведь не все могут быть путешественниками или работать с вирусами трахомы. Ведь кто-то должен водить такси, печь хлеб, стоять у станка или считать деньги в сберегательном банке. А как же подвиг? И всё же мне кажется, что есть место подвигу в любой обстановке и при любых занятиях. Вспомните жизнь Александра Селькирка (прообраз знаменитого Робинзона Крузо) на необитаемом острове, с его победой над самим собой, над страхом, над малодушием, над ленью, над желанием закрыть глаза и ждать смерти. Положение, в котором оказался этот человек, тоже необычное, но ведь бороться с собой, со своей ограниченностью, со своими пороками, с опустошённостью и равнодушием можно и нужно и не только на необитаемом острове. Если вы попробуете победить себя, то вам станет понятно, что такое подвиг. Жизнь пестра и разнообразна. На одном её полюсе – горение и мужество, на другом – тунеядство и трусость. На одном – высокий порыв, жажда знаний, на другом – равнодушие, пошлость, мещанство. Перед каждым вступающим в жизнь встают эти полюса, и к какому полюсу человек пойдёт, зависит от него самого. (По Н. Дубинину) 1) ГЕРОЙ. Главное действующее лицо литературного произведения. Герои романа. 2) БОЛЕТЬ. Будучи болельщиком какой-либо команды, остро переживать её успехи и неудачи. Болеть за свою сборную. 3) ВОДИТЬ. Уметь управлять автомобилем; быть водителем, вагоновожатым. Водить умеешь? 4) ВЫСОКИЙ. Возвышенный, благородный, лишённый корыстных помыслов, чувств. Высокое чувство. 5) ЖАЖДА. Желание, потребность пить. Такая жажда – пью и напиться не могу.

×

Задание 3

В тексте выделено пять слов. Укажите варианты ответов, в которых лексическое значение выделенного слова соответствует его значению в этом тексте. Запишите номера ответов в порядке возрастания без пробелов и запятых. Мыло душистое, полотенце пушистое и многие другие радости жизни нам подарили поверхностно-активные вещества, или, как их более кратко называют, – ПАВы. Молекулы ПАВ обычно рисуют в виде шарика с длинным хвостиком, напоминающего не то головастика, не то змею или ещё какой головохвостый организм. Так химики пытаются изобразить химическую двуличность этих молекул: что любит голова, то не нравится хвосту и наоборот. Например, это касается взаимоотношений ПАВ и воды: если голова по своим свойствам гидрофильна (то есть любит воду) и не прочь тесно пообщаться с молекулами H2О, то гидрофобный (то есть боящийся воды) хвост, как и следует из его характеристики, стремится от этой воды где-нибудь спрятаться, чтобы не промокнуть. А поскольку голова и хвост не могут друг от друга оторваться, то у молекул ПАВ появляется одно интересное свойство – самоорганизация. Молекулы ПАВ распределяются в объёме раствора не просто так, а чтобы по максимуму удовлетворить противоречивые химические потребности своих частей, собираются вместе, чтобы их водобоязненные хвосты оказались как бы внутри водозащитной сферы из гидрофильных голов, – получается своего рода шарик, состоящий из сотен и тысяч молекул. И такой шарик будет весьма неплохо плавать в толще раствора. Но есть ещё один способ сделать так, чтобы и волки были сыты и овцы остались целы – если молекулы ПАВ всплывут к поверхности воды и выставят наружу свои хвосты, оставив головы в воде. Как не сложно догадаться, корни названия «поверхностно-активные» отражают именно эту особенность поведения молекул ПАВ. А ещё они могут менять физические свойства жидкости, что оказывается полезным, если вы захотите принять ванну с пеной. 1) МЫЛО. Белая пена пота (у лошади). Конь весь в мыле. 2) КАСАТЬСЯ. Иметь отношение, относиться к кому-, чему-либо. Меня это не касается. 3) СЛЕДОВАТЬ. Вытекать из чего-либо, являться следствием чего-либо. Какой вывод из этого следует? 4) РАСТВОР. Отверстие, образуемое при раскрытии двустворчатого окна, двери, ворот и т. п. Широкий раствор. 5) КОРЕНЬ. Основная часть слова (без приставок и суффиксов), которая не поддаётся дальнейшему разложению на значащие составные части. Слова одного корня.

×

Задание 4

В тексте выделено пять слов. Укажите варианты ответов, в которых лексическое значение выделенного слова соответствует его значению в этом тексте. Запишите номера ответов в порядке возрастания без пробелов и запятых. В русском языке много непростых слов, написание и произношение которых требует разъяснений. Возьмём существительное «булочная». В орфографическом словаре И. Л. Резниченко, как и в других авторитетных изданиях, предлагаются два равнозначных произносительных варианта: «булочная (чн)» и «булошная (шн)». Заметим, что союз «и» в словарной помете подчёркивает «равноправие» обеих фонетических моделей. Но позвольте, ведь мы сегодня слышим «булошная», «прачешная», «сливошный» от людей пожилых, тогда как молодёжь вообще игнорирует такое произношение. Почему же лексикографы упорно не желают забыть старую, лингвистически не конкурентоспособную «булошную»? Прежде чем ответить на этот вопрос, попробуем для начала проследить, как в судьбе слова «булочная» отражается наша культурная традиция. Старомосковское произношение не только смягчает отдельные согласные, но и перекидывает мостик в прошлое. Московский говор мягче, протяжнее, он более нетороплив. Петербургский говор более динамичен, чем московский. И говор питерский строгий, чёткий, определённый. Две столицы – два мировоззрения. Слово «булочная/булошная» существует в двух вариантах. Когда-нибудь один из них, как это уже не раз случалось в истории языка, победит, но пока слово, о котором мы говорим, в полной мере выражает диалектику языка, а значит, и жизни. 1) СОЮЗ. Государство, которое объединяет несколько республик, земель и т. п. Австралийский Союз. 2) ПОМЕТА. Принятое обозначение (обычно сокращённое слово или словосочетание) с заданным содержанием, с помощью которого в словарях указывается на какие-либо признаки, свойства словарной единицы. Грамматические пометы. 3) МОДЕЛЬ. Лицо, которое демонстрирует одежду или снимается в рекламе каких-либо товаров. Агентство моделей. 4) ЯЗЫК. Орган в полости рта в виде мышечного выроста у позвоночных животных и человека, способствующий пережёвыванию и глотанию пищи, определяющий её вкусовые свойства. Розовый длинный язык собаки. 5) ПОЛНЫЙ. Взятый во всём объёме, во всю величину; целый, весь. В полном смысле слова.

×

Задание 5

В тексте выделено пять слов. Укажите варианты ответов, в которых лексическое значение выделенного слова соответствует его значению в этом тексте. Запишите номера ответов в порядке возрастания без пробелов и запятых. Работа по предупреждению гриппа во всём мире ведётся огромная. Почему же медикам не удаётся целенаправленно воздействовать на вирус гриппа и создать средство, убивающее его или хотя бы ослабляющее его разрушительную способность? Почему вакцинация против гриппа не стала надёжным заслоном от этой инфекции? Дело в том, что вирус гриппа наделён уникальной способностью видоизменяться под воздействием внешних факторов, что и позволяет ему держать нас в постоянном напряжении. Поскольку вирус постоянно меняет антигенную структуру своих белков, иммунитет после гриппа остаётся в организме специфический и недолговременный. Специалисты называют такую способность «антигенным дрейфом». Как по течению воды дрейфуют льды в океане, с каждым порывом ветра сталкиваясь и изменяя свои очертания, так и вирусы гриппа, адаптируясь к антителам, образующимся в организме человека, постепенно меняют свою структуру и образуют новые варианты. Таким образом появляются совершенно неизвестные учёным штаммы. Они разрушают защитные барьеры, созданные иммунной системой человека или животного при воздействии на организм прежних разновидностей вируса. Вот почему не всегда эффективным бывает использование гриппозных вакцин. Специалистам приходится внимательно следить за генетическими изменениями вирусов, чтобы вовремя заменять штаммы в вакцинах. 1) МИР. Сельская община; члены этой общины. Принять в мир. 2) ВИРУС. Программа, способная самопроизвольно подсоединяться к другим программам компьютера и вызывать сбои в их работе. Проверить дискету на вирус. 3) НАПРЯЖЕНИЕ. Разность потенциалов между двумя точками электрической цепи. Ток высокого напряжения. 4) БАРЬЕР. О том, что служит препятствием, преградой при движении или осуществлении чего-либо. Звуковой барьер. 5) СЛЕДИТЬ. Интересуясь чем-либо, внимательно наблюдать за ходом, развитием, состоянием чего-либо, быть всегда осведомлённым о ходе, состоянии чего-либо. Следить за развитием событий.

×

Задание 6

В тексте выделено пять слов. Укажите варианты ответов, в которых лексическое значение выделенного слова соответствует его значению в этом тексте. Запишите номера ответов в порядке возрастания без пробелов и запятых. Да, читателю того времени было над чем поломать голову – путешественники, один за другим возвращавшиеся с Южноамериканского континента, сообщали всё новые подробности о диковинном звере. И за кого только его не принимали! Одни говорили, что это мул, другие – гиппопотам, третьи – амазонский медведь. Зоологический «коктейль» приводил в замешательство все учёные умы тогдашней Европы. Удивлению европейцев не было бы предела, прочти они древний свиток, где описан зверь «со слоновым хоботом, носорожьими глазами и тигриными лапами, который поедает самых страшных змей». Сейчас бы никто не усомнился, что речь идёт о мифическом существе, которого не может быть, потому что оно не известно науке, и дело бы на этом кончилось. Но тогда люди были более доверчивы. Они отправились на поиски зверя. И нашли его. Им оказался тапир, смирное тропическое четвероногое с ярко выраженным бурбонским профилем. Именно оно-то и вводило в заблуждение первых «очевидцев»; ведь в те далёкие времена путешественники основывались в своих описаниях главным образом на рассказах, смешанных с легендами. Дополненные воображением, эти описания попадали в Европу, где в дело вступали зоологи в домашних туфлях, которые высказывали по этому поводу собственные соображения. Однако самое удивительное, что всё сказанное о тапире несёт в себе частичку истины. Он действительно похож на всех тех, за кого его принимали: массивными размерами – на гиппопотама, шкурой – на медведя, копытами – на лошадь, походкой – на носорога. 1) ГОЛОВА. Пищевой продукт в виде шара, конуса. Сахарная голова. 2) УМ. О человеке с точки зрения его умственных, интеллектуальных способностей. Пушкин – блестящий ум России. 3) ХОБОТ. Задняя удлинённая часть лафета полевого артиллерийского орудия, служащая для ручной наводки на цель. Хобот гаубицы. 4) ПОВОД. Ремень, прикреплённый к удилам и служащий для управления лошадью. Вести лошадь в поводу. 5) СООБРАЖЕНИЕ. Мнение, суждение, довод, предположение о чём-либо. Поделиться своими соображениями.

×

Задание 7

В тексте выделено пять слов. Укажите варианты ответов, в которых лексическое значение выделенного слова соответствует его значению в этом тексте. Запишите номера ответов в порядке возрастания без пробелов и запятых. Однажды я услышал разговор двоих. Одному было семь лет, а другому лет на сорок больше. – Ты читал «Тома Сойера?» – Нет. – А «Вия?» – Нет. – Счастливый, – вздохнул с завистью старший. И правда, можно было позавидовать. Мальчишке только ещё предстояло наслаждение смеяться вместе с озорным Марком Твеном. Он только ещё будет глазами, расширенными от ужаса и восторга, впиваться в строчки гоголевских «Вечеров на хуторе близ Диканьки». Всё это впереди. Важно лишь не упустить минуты и вовремя прочесть все эти прекрасные книги. Хорошая, вовремя прочитанная книга может иногда решить судьбу человека, стать его путеводной звездой, на всю жизнь определить его идеалы. Без некоторых книг, не пережитых в детстве и отрочестве, сущность человека со всей его психологией останется грубой и неотёсанной. Какие же это книги? Прежде всего – сказки! Сколько в них поэтической прелести, художественного совершенства! Народные сказки всегда развивали чувства справедливости в человеке, ненависти к злу, будили воображение, фантазию. А именно фантазия побуждает людей делать открытия, окрыляет и ведёт за собой. И сказка, прежде всего, развивает именно фантазию, воображение. (По С.В. Михалкову) 1) ВПИВАТЬСЯ. Сосредоточить свои силы, внимание, энергию и т. п. на ком-, чём-либо; увлечься. Впиваться в науку. 2) ЗВЕЗДА. Тот, кто прославился в какой-либо сфере деятельности (обычно в искусстве, спорте). Звезда балета. 3) ИДЕАЛ. Высшая цель, к которой стремятся люди; то, что составляет высший смысл их деятельности, духовных устремлений. Жизненный идеал. 4) НЕОТЁСАННЫЙ. Некультурный, невоспитанный. Неотёсанный парень. 5) БУДИТЬ. Прерывать чей-либо сон, заставлять проснуться. Будить в семь часов.

×

Задание 8

В тексте выделено пять слов. Укажите варианты ответов, в которых лексическое значение выделенного слова соответствует его значению в этом тексте. Запишите номера ответов в порядке возрастания без пробелов и запятых. В каждом человеке есть дурное и хорошее. Я не поверю, что возможен человек, который не мог бы понять, что такое быть тщеславным, или трусом, или эгоистом. Каждый человек может почувствовать в себе внезапное появление какого угодно двойника. В художнике это проявляется особенно ярко, и в этом – одно из удивительных свойств художника: испытать чужие страсти. В каждом заложены ростки самых разнообразных страстей – и светлых, и чёрных. Художник умеет вытягивать эти ростки и превращать их в деревья. Нельзя описать третье лицо, не сделавшись хоть на минуту этим третьим лицом. В художнике живут все пороки и все доблести. Очень часто спрашивают художника: «Откуда вы знаете? Это вы сами выдумали?» Да, художник всё выдумывает сам. Конечно, нельзя ничего выдумать того, чего нет в природе. Но отношения у художника с природой такие, что она ему открывает некоторые свои тайны, она с ним более общительна, чем с другими. Образ труса я могу создать на основе чрезвычайно ничтожных воспоминаний детства, при помощи памяти, в которой сохранился намёк, след, контур какого-то, может быть только начавшегося действия, причиной которого была трусость. (По Ю. Олеше) 1) ИСПЫТАТЬ. Проверить в действии, в работе чьи-либо качества, свойства, пригодность к чему-либо и т. п. Испытать новый станок. 2) СТРАСТЬ. Ужас, страх. Натерпеться, набраться страсти. 3) ПОРОК. Отклонение от нормального вида, состояния; недостаток. Порок сердца. 4) ПРИРОДА. Всё существующее во Вселенной, органический и неорганический мир. Проникать в тайны природы. 5) ОТКРЫТЬ. Обнаружить, заметить что-либо (ранее не замечаемое, непонятное или скрываемое); установить что-либо путём исследований, наблюдений. Открыть свои слабости.

×

Задание 9

В тексте выделено пять слов. Укажите варианты ответов, в которых лексическое значение выделенного слова соответствует его значению в этом тексте. Запишите номера ответов в порядке возрастания без пробелов и запятых. Мало кто по-настоящему знал Рахманинова, – он сближался с трудом, открывался немногим. В первый момент он немного пугал, – слишком много было в нём достоинства, слишком значительно, даже трагично было его измождённое лицо с глазами, полуприкрытыми тяжёлыми веками. Но проходило некоторое время, и становилось ясно, что суровая внешность совсем не соответствует его внутренним, душевным переживаниям, что он внимателен к людям, – не только близким, но и чужим, готов им помочь. И делал это всегда незаметно, – о многих добрых делах Рахманинова никто никогда не знал. Да позволено мне будет нарушить слово, данное когда-то Сергею Васильевичу, и рассказать один эпизод, который я обещал ему хранить в секрете. Однажды в «Последних Новостях» я напечатал коротенькое воззвание – просьбу помочь молодой женщине, матери двух детей, попавшей в тяжёлое положение. На следующий день пришёл от Рахманинова чек на 3000 франков, – это были большие деньги по тогдашним парижским понятиям, они обеспечивали жизнь этой семьи на несколько месяцев. Сергей Васильевич не знал имени женщины, которой помогает, и единственным условием он поставил мне, чтобы я об этом не сообщил в газете, и чтобы никто, – в особенности нуждавшаяся женщина, – не узнали о его помощи. (А. Седых. «Далёкие, близкие») 1) ЛИЦО. Грамматическая категория, показывающая отношение действия к говорящему и выражаемая изменением глаголов в соответствующих формах спряжения, а также особой группой местоимений. Изменение глагола по лицам. 2) СЛОВО. Литературное произведение в форме ораторской речи, проповеди или послания. Слово о законе и благодати митрополита Илариона. 3) СЕКРЕТ. Что-либо скрываемое от других, не предназначенное для знания всех, не подлежащее разглашению, а также обстановка, создаваемая с целью скрыть что-либо от кого-чего-либо. Большой секрет. 4) ПОЛОЖЕНИЕ. Совокупность условий, обстоятельств, в которых оказывается человек, организация и т. п. Тяжёлое материальное положение. 5) ЧЕК. Квитанция кассы о приёме денег от покупателя, которая предъявляется продавцу для получения товара, а также такая квитанция с перечнем купленных товаров и их стоимостью, которая выдаётся кассиром покупателю и остаётся у него. Кассовый чек.

×

Задание 10

В тексте выделено пять слов. Укажите варианты ответов, в которых лексическое значение выделенного слова соответствует его значению в этом тексте. Запишите номера ответов в порядке возрастания без пробелов и запятых. Если о психической жизни взрослого человека мы можем говорить по своему внутреннему опыту, по анализу своих переживаний и состояний, то душу ребёнка почувствовать и понять практически невозможно. В то же время нельзя сомневаться, что уже самый маленький ребёнок имеет свою внутреннюю психическую жизнь: он чего-то хочет, из-за чего-то сильно расстраивается, что-то придумывает, что-то говорит и прочее. Всё это без труда мы можем наблюдать в поведении детей. Однако психолога интересует не само по себе поведение ребёнка (действия, выразительные движения, высказывания и пр.), а скрытые за ним психические процессы, качества, состояния. Ведь одни и те же внешние действия могут выражать совершенно разные состояния. Одно дело, если малыш плачет, потому что ему больно, другое – плач от обиды, третье – если он плачет, чтобы привлечь к себе внимание взрослого, четвёртое – если у него не получается то, что он задумал, и т. д. Каждый раз одно и то же действие (в нашем случае плач) будет означать совершенно разные переживания ребёнка. Выявить эти переживания, опираясь на их внешнее выражение, – главная и трудная задача детского психолога. (По Е.О. Смирновой) 1) ОПЫТ. Воспроизведение какого-нибудь явления экспериментальным путём, создание чего-нибудь нового в определённых условиях с целью исследования, испытания. Удачный опыт. 2) ВНУТРЕННИЙ. Находящийся внутри, помещаемый внутрь. Внутренние болезни. 3) ДВИЖЕНИЕ. Изменение положения тела или его частей. Движение руки. Неловкое движение. 4) СОСТОЯНИЕ. Положение, внешние или внутренние обстоятельства, в которых находится кто-нибудь или что-нибудь. В состоянии войны. Состояние погоды. В состоянии покоя. 5) ПРИВЛЕЧЬ. Побудить обратить внимание на что-нибудь, вызвать интерес. Шум привлёк внимание. Выставка привлекла много посетителей.