Жанровое своеобразие поэмы Н.В. Гоголя "Мёртвые души"
×
Задание 1
Распределите признаки, соответствующие каждому из родов литературы.
×
Задание 2
Выберите вариант ответа, отражающий верное деление литературы на роды.
×
Задание 5
Прочитайте определение романа-путешествия. Выберите вариант ответа, который сближает "Мёртвые души" с жанром путешествия. Путешествие – литературный жанр, в основе которого лежит описание странствий героя. Это могут быть сведения об увиденных путешественником странах, народах в форме путевых дневников, заметок, очерков. Паломничества к «святым местам» создали в русской литературе особый литературный жанр «хождений», «странников», «путников» — описаний паломнических путешествий. Самыми известными произведениями жанра «хождения» или «хожения» древнерусской литературы XII–XV веков являются «Хождение» Игумена Даниила, «Хождение за три моря» Афанасия Никитина.
×
Задание 6
Прочитайте материал о жанре роман-эпопея. Почему "Мёртвые души" нельзя отнести к данному жанру? Выберите несколько вариантов ответа. Эпопея – родовое обозначение крупных эпических и сходных с ними произведений: обширное повествование в стихах или прозе о выдающихся национально-исторических событиях, с общенародной проблематикой. Основной чертой романа-эпопеи является то, что она воплощает судьбы народов. Для эпопеи характерна широкая, многогранная, даже всесторонняя картина мира, включающая и исторические события, и облик повседневности, и многоголосый человеческий хор, и глубокие раздумья над судьбами мира. Характерен большой объём, множество персонажей, в том числе и исторических.
×
Задание 7
Перед вами отрывок статьи С. Пискуновой о плутовском романе. Вставьте пропущенные слова. Плутовской роман – в широком значении слова – повествование, в котором изображаются похождения: к такого рода текстам можно отнести множество произведений мировой литературы и даже , от арабских макам и немецкой народной книги о Тиле Уленшпигеле до «Приключений Гекльберри Финна» . Образ плута генетически связан с трикстером – одной из ключевых фигур мифологий всех народов мира, что объясняет его распространённость в. В более узком, историко-литературном понимании «плутовской роман» (“la novela picaresca”) – укоренившееся в XIX веке обозначение центрального жанра испанской прозы Золотого века – «пикарески» (la picaresca: от «пикаро»-picaro: ). Критики XIX века пренебрегли тем, что далеко не все «пикарески» являются собственно «романами»: во многих из них сатирико-обличительное и риторико-дидактическое начало преобладает над повествовательным. героя «плутовского романа» остаётся абсолютно вне сферы художественного изображения. «Школа жизни», которую герой-пикаро проходит по мере развёртывания сюжета пикарески – своего рода , в результате которого рождается анти-личность, человек, выстраивающий своё «я» с оглядкой на общественное мнение, приспособившийся к поведенческим шаблонам деградировавшего общества. Пикаро как герой жанра – наглядное опровержение идеализации человеческой природы и природы в целом, равно как и ставки реформаторов церкви на, на личностную веру вне обряда и ритуала.
×
Задание 9
Перед вами стихотвороение Н.А. Некрасова, посвящённое Н.В. Гоголю. Питая ненавистью грудь, Уста вооружив сатирой, Проходит он тернистый путь С своей карающею лирой. Выберите элементы определения сатиры, которые присутствуют в стихотворении.
×
Задание 10
Рассмотрите изображения. Вспомните, с какой эпической поэмой может быть сопоставлена поэма Гоголя?





